Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
- Куратор сообщества «Юриспруденция» - Публицист, редактор - Медиаисследователь -...  · 1 февр 2023

Про КАСКО, ОСАГО и ущерб

В последнее время мы много слышим информации о том, что "ОСАГО — это дорого", прогнозируют переход на б/у детали, есть жалобы, что ремонтировать авто страховые вообще не хотят страховые и дают только деньги, а сумма выплат не устраивает. 
Мы решили поговорить с автоэкспертом по оценке ущерба Денисом Степаненко. На все сложные и неоднозначные вопросы он дал нам понятные ответы. Давайте вместе разбираться
Как сейчас обстоят дела на рынке с оценкой ущерба после ДТП в связи с недостатком или подорожанием автозапчастей? 
Экспертизы ущерба после ДТП выполняются по действующему законодательству, а именно, существуют специальные методики. 
Начать я хочу с единой методики по ОСАГО. 
В этой методике разрешили использовать цены на неоригинальные запасные части, если стоимость оригинальной запасной части большая или если ее невозможно приобрести. Кроме этого, изменилась сама методика определения стоимости детали в регионе места ДТП. Стоимость деталей берется на основании цен в Москве и после этого применяются территориальные коэффициенты. Данные справочники теперь обновляются 1 раз в квартал, до этого 2 раза в год. 
Но как показывает практика, цены на запасные части в этих справочниках не соответствуют рыночной действительности.
Тут вы, наверное, спросите, что же с этим делать? Можно на самом деле повлиять на результаты указанных стоимостей деталей. Перед официальной публикацией на сайте РСА публикуются все сведения по ценам и деталям. И каждый, кто заинтересован в их актуализации, может проверить указанное там значение и написать свои замечания. Но запаситесь терпением, там все сделано так, чтобы вы потратили на это много времени. Например, нельзя выбрать модель автомобиля, наименование детали не всегда указано, а если и указано, то на английском языке. Ну, и так далее… 
Вторая методика — методика Минюста. По ней стоимость деталей, материалов и стоимость работ принимаются по среднерыночному значению в регионе происшествия. И если у автомобиля повреждена оригинальная деталь, которая требует замены, то расчет будет производится по оригинальным деталям. Если повреждена неоригинальная деталь, то необходимо это зафиксировать и к расчету принимать стоимость новой такой детали.
В каких случаях применяется методика по ОСАГО, а в каких методика минюста? 
Единая методика — методика которую должны использовать эксперты-техники при оценке ущерба в рамках ОСАГО. А методика Минюста применяется во всех остальных случаях: экспертиза на виновника ДТП, оценка ущерба от падения различных предметов и в остальных случаях касательно ущерба транспортных средств.
Правда ли, что пострадавшим сейчас предлагают выплату денежных средств, а не устранение ущерба автомобиля?
Смотрите, у страховых компаний имеется 2 продукта для автовладельцев: каско и осаго. И по этим продуктам в соответствии с требованиями законодательства приоритетной формой возмещения является натуральная форма – ремонт. 
По КАСКО – это в большинстве случаев ремонт у официальных дилеров и с использованием новых оригинальных деталей. Но, учитывая нынешние реалии, не всегда это возможно сделать. И когда это не получается, страховая предлагает заключить соглашение и произвести выплату в денежной форме. Но расчет при этом происходит не по ценам оригинальных деталей, а по ценам РСА (Российский Союз Автостраховщиков). 
По ОСАГО же ситуация следующая: ремонт вообще использовался для того, чтобы сократить судебные споры по стоимости ущерба. Деньги от страховой можно получить только если ущерб превышает установленные лимиты или транспортное средство признаются тоталом, (когда ремонт экономически не целесообразен). Вообще по ОСАГО  получение денег возможно только после подписания соглашения, и страховой такое соглашение подписать выгодно.
Что делать в случае, если предложенная сумма после ДТП по страховой не устраивает ?

Самое простое — написать заявление на выдачу акта осмотра и расчета ущерба. В данных документах указывается перечень поврежденных элементов и методика расчета. Изучив этот документ, можно понять, все ли элементы учтены, а так же с ними можно обратиться к автоэкспертам, и они проверять методику расчета и перечень выполненных работ. Если будет выявлены недочёты, можно требовать проведение дополнительного осмотра и пересчета ущерба. Если это не помогает, ехать на ремонт или же обращаться к юристам и экспертам для судебного разбирательства.
Как вы относитесь к прогнозам использовать б/у автозапчасти при ремонте авто. Насколько эта тенденция спасет ситуацию с ремонтом, а главное, решит ли проблему автовладельцев или может создать проблемы?
Автомобиль – источник повышенной опасности, следовательно, при организации его ремонта в обязательном порядке по ОСАГО вся ответственность по ремонту ложится на страховщика. Для ремонта автомобиля должны использоваться новые сертифицированные запасные части. По-тихому, якобы для уменьшения денежной нагрузки на стоимость полиса ОСАГО, разрешили использовать неоригинальные запасные части, но после этого снова подняли цены на стоимость полиса. И в настоящее время пытаются легализовать использование б/у деталей –  будет плохо, если это разрешат. Да, для страховых компаний это сократит убыточность, но как будет определяться, какая деталь хорошая, как будет проходит их сертификация – много вопросов.
По ОСАГО,  на мой взгляд, необходимо сделать понятную и прозрачную работу, а именно убрать износ при денежных выплатах. Сделать реальную стоимость запасных частей в регионе, если есть оригинальные детали, то и в расчете должны быть учтены они, поскольку ремонт неоригинальными деталями не всегда получается сделать качественный ремонт автомобиля
Расскажите, в чем заключается работа юриста по сопровождению экспертизы после ДТП? Какие главные сложности возникают в ходе работы? 
Работа по сопровождению в нашей компании включает работу юриста и эксперта. Благодаря слаженной работе определяется стратегия: юристы контролируют свою зону ответственности, а именно документы, заявления и сроки. На эксперте лежат обязательства по контролю проведения экспертизы, осмотру месту проведения осмотра, а также фиксации всех повреждений.
Основная проблема: клиенту сложно донести, что по ОСАГО стоимость запчастей не соответствует рыночной действительности.
Отлично! Очень интересно и полезно, спасибо!
Вообще по ОСАГО  получение денег возможно только после подписания соглашения, и страховой такое соглашение подписать выгодно.
Вы имеете в виду "компромисс" то есть меньше надо, но зато быстрее?
По ОСАГО,  на мой взгляд, необходимо сделать понятную и прозрачную работу, а именно убрать износ при денежных выплатах
А что плохого в учёте износа ?