Исключительно помогла система ведения конспектов, которая называется "предмет в контексте". Честно говоря, сейчас уже не помню, кто меня этому научил, - слишком давно было, я была ещё школьницей, - но передаю опыт дальше, всем, кому он может быть полезен. В обычной общей тетради нужно отмерить поля не как обычно, в четыре клетки, а примерно на четверть - треть страницы. В широкой части вы пишете лекцию. В узкой части вы пишете всё, что "всплывает" в сознании в процессе лекции. Возник вопрос - запишите: велика вероятность того, что дальше будет ответ. Если не будет ответа - в конце лекции спросите, запишете ответ. Но если не запишете - до конца лекции вы этот вопрос гарантированно забудете. Возникла ассоциация - тоже запишите, пусть даже она кажется вам дурацкой. Помню, в одной из тетрадей при разборе романа Манна "Верноподданный" на полях записала: "Клим Самгин". А вылилось в интересную работу по сравнению двух образов: что в них общее, типическое, что - индивидуальное, что - привнесённое конкретными условиями страны и времени? Вспомнилась ассоциация из других областей знания, из другого предмета - тоже запишите, пригодится. После лекции ещё раз внимательно перечитайте и цветными маркерами выделите главные темы и подтемы. Такие проработанные лекции очень хорошо запоминаются и главное - понимаются. Но писать надо уметь очень быстро и разборчиво, навык печатания в деле ведения конспектов практически бесполезен, писать надо от руки. Это - один из законов психики: написанное своей рукой лучше запоминается.