Разумеется, да, процесс бизнес-образования в разных странах различается, притом весьма серьёзно.
Бизнес-школы США
Классический формат – фулл-тайм программа продолжительностью 2 года. «Дорого и сердито», но бытует точка зрения, что только так и добывают себе настоящий MBA – в академическом бою.
Важной отличительной особенностью являются летние стажировки, что позволяет обзавестись профессиональным опытом и увеличит шансы на успех в поисках работы. Школы обычно помогают подыскать хорошее место, но ориентированы на национальный рынок, шанс отыскать в кампусе представителя ТНК из Европы или Азии равен нулю.
Американские вузы в плане программ имеют сильный академический уклон и часто прибегают к методике обучения при помощи кейсов (что неудивительно – как таковой, он появился тут же, в Гарварде). Кроме того, можно отметить, что студенты именно бизнес-школ тут моложе, чем в Европе, а потоки очень велики. Студенческие сообщества отличаются дружным и сплочённым характером, пользуются поддержкой альма-матер и вообще играют важную роль – причём как в период обучения, так и после его завершения: ассоциации выпускников играют в судьбе заведения важную роль, а взносы и пожертвования бывших студентов составляют до половины бюджета вуза.
Европейские бизнес-школы
Школы Европы характеризует гибкость, иначе они бы попросту не выжили в условиях высочайшей конкуренции. Каждая такая школа опутана сетью дочерних кампусов в Восточной Европе, Азии, Австралии; кроме того, есть ещё соглашения о партнёрстве. Программа обычно длится год, поэтому более насыщенная и интенсивная. Впрочем, если не хочешь терять год, то чего ещё желать? Процесс поступления более гибкий и доступный, ограничений на сроки подачи заявок обычно нет – приём ведётся непрерывно.
Ещё одно существенное отличие – цена. Как правило, общая стоимость курса не превышает 60 тысяч долларов – и это примерно в два-два с половиной раза меньше, чем в США.
Кроме того, европейские школы отличает большое количество иностранцев, что культурно обогащает студентов, позволяет знакомиться с другим культурами, традициями, обычаями. Вслед за частными школами и традиционными академическими университетами бизнес-школы подчёркивают интернационый фокус своих программ.
Бизнес-школы в Азии
В этом регионе бизнес-образование на подъёме. Взять хотя бы Тайвань, где на 25 миллионов жителей работают свыше 50 бизнес-школ! Есть и самобытные, появившиеся и завоевавшие свою репутацию на острове, но много и совместных проектов с ведущими заведениями США, Евросоюза, а также стран Юго-Восточной и Восточной Азии.
Прежде всего это связано с высоким спросом на профессиональных управленцев: раньше для этого отправляли в США и Европу, а теперь можно обойтись и местными кадрами, ведь география уже давно имеет вторичное значение, а образование как таковое носит трансграничный характер.
Существуют, впрочем, и слабые места: отнюдь не все региональные школы предлагают обучение на английском, некоторые работают лишь на родных языках.
Есть и существенный плюс: они дешевле и американских, и европейских; то же можно сказать о школах Индии, Китая и, с оговоркой – Австралии. Как правило, эти школы не имеют кампуса или общежития, поэтому вопросами аренды придётся заниматься самостоятельно (отделы housing office – неплохое подспорье).