С первого сентября 2022 года началась реформа российской системы образования, обусловленная известными событиями (к примеру, выход из Болонской системы). В данном контексте школьным педагогам предстоят не только разговоры в учительской, но и серьезная работа, возможно, требующая (для некоторых из них) повышения квалификации. На что особо необходимое для преподавательской работы обратить внимание:
- во-первых, самое главное новшество заключается в том, что с нового учебного года вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты в начальной и основной школе (1-4 и 5-9 классы);
- во-вторых, данные документы являются самыми важными (для школ, родителей, учеников), так как именно они определяют содержание школьного образования в стране на многие годы.
Новые ФГОС, в отличие от прежних, стали более конкретными (адресными):
- указаны и подробно расписаны знания, умения и навыки, которые должны освоить ученики по каждому предмету;
- стало обязательным углубленное изучение пяти предметов (математика, информатика, биология, физика, химия);
- изменения образовательных стандартов потребовало от школьных учителей переработку своих рабочих программ, чтобы привести их в соответствие с новыми ФГОС.
Начало 2022-2023 учебного года принесло еще ряд изменений в школьной жизни:
- изучение второго иностранного языка стало добровольным (по заявлению родителей);
- первый день учебной недели (понедельник) начинается с поднятия флага России и исполнения государственного гимна, первый урок в этот день посвящен «разговорам о важном»;
- в рамках некоторых предметов (математика, обществознание, география) теперь будут изучаться и основы финансовой грамотности;
- с первого класса будет вестись историческое просвещение;
- программа продленного дня стала единой для всех школ страны: она дополнена еще одной функцией преподавателя – помогать детям при выполнении домашнего задания;
- в пилотных школах откроют 126 инженерных классов по профилю судо- и авиастроения;
- в школьных аттестатах зачет по физкультуре заменяется на оценку;
- с этого года впервые сдавать ВПР будут ученики седьмого класса (по двум обязательным плюс два по выбору);
- ученикам запрещено пользоваться мобильными телефонами во время уроков.
Все перечисленное выше свидетельствует о том, что тем для обсуждения в учительской будет предостаточно, поскольку любое новшество порождает и много вопросов. К примеру, учителей волнует:
- проблема отсутствия новых школьных учебников, содержание которых соответствовало бы требованиям новых ФГОС;
- где и как будет проходить повышение квалификации в новых условиях работы;
- отсутствие макетов новых рабочих программ на учебный год;
- проведение нового еженедельного классного часа будет ли считаться как внеурочная работа (оплачивается или не оплачивается)?
- будет ли повышаться заработная плата в данном учебном году (повод: увеличение нагрузки учителя)?
- по новым квалификационным категориям («учитель-методист» и «учитель-наставник») нет ясности по аттестации, оплате и т.д.