Ошибки в учебниках действительно встречаются, и не только по истории. Куда чаще речь идёт о заведомом искажении действительности по политическим или рациональным соображениям. Одни полагают, что детям нельзя рассказывать о неприглядных моментах истории собственной страны, другие считают необходимым приукрасить прошлое, чтобы сделать его более привлекательным.
Нередко в ход идут уловки из арсенала романтического национализма – культурного явления середины XIX столетия, вызвавшего развитие национально-освободительного движения балканских народов, объединение Германии и Италии, а также череду войн и конфликтов на европейском континенте.
Случается не только искажение, но и прямая подтасовка фактов.
Впрочем, в некоторых государствах пришли к пониманию пагубности такого преподавания истории. В частности, в Болгарии, Германии, Италии рассматривают не только национальную историю своей страны, но пытаются взглянуть на ситуацию с точки зрения ближайших соседей, не закрывая глаза в том числе и на тёмные страницы прошлого: предпосылки войн, этнические чистки.