Вопрос ценообразования в любой отрасли можно отнести к числу вечных. Справедливо ли образуется цена на товары или услуги? Почему реальная стоимость может сильно отличаться от той, которую видит конечный потребитель?
Ответы на все эти вопросы кроются в законах экономики. Спрос рождает и предложение, и возрастающую стоимость.
В контексте образования на стоимость обучение должно влиять (да и, пожалуй, влияет в настоящий момент):
- Качество обучения, которое оценивается в конченом итоге по показателям выпускников. Для школ это процент абитуриентов, поступивших на бюджет в ведущие вузы. Для университетов – процент менеджеров, управленцев среди выпускников, уровень зарплат, на которые они могут претендовать.
- Преподаватель (в зависимости от опыта, научной степени). Нередко поступают, например, в вуз под конкретного преподавателя. К тому же одно дело, когда у вас преподает автор курса, и совсем другое, если аспирант.
- Престижность учебного заведения. Да, этот фактор в меньшей степени в теории должен играть значение, но, как и в любом другом вопросе, в образовании есть более доступный, а есть и более дорогой сегменты. Существуют ведущие школы и вузы, в которые выстраивается большой поток желающих. Высокие стандарты позволяют отбирать наиболее сильных учеников (студентов), повышая тем самым престижность учебного заведения.
Конечно, на практике все не так гладко. Стоимость обучения определяется исходя из особенностей конкретного региона (уровень достатка населения, значимость учебного заведения, насколько оно финансируется на федеральном уровне, насколько котируется образование и предлагаемые специальности). К сожалению, зарплаты работников образования не попадают в число престижных и оплачиваются исходя из размера прожиточного минимума и отработанных часов. Все эти аспекты делают проблему платного обучения еще более глубокой, так как идеальным вариантом было бы повсеместное бесплатное образование с достойной оплатой преподавательскому составу — а это уже основная задача государства.