Интересный вопрос.
Хотя бывают разные формы обучения, но предположу, что вопрос о тех, где учитель обучает ученика.
Если подходить к обучению с капиталистической точки зрения, то "цену определяет рынок" )) А поскольку само образование в этой парадигме является инвестицией, то оно зачастую конъюнктурно. И, как и всё модное, - дорого. Оценить тоже достаточно легко: как быстро отобъешь деньги, потраченные на образование, путем использования полученных навыков (или корочек, или знакомств).
Если с точки зрения социализма, то обучение должно быть бесплатным, включая высшее. И разноплановым, то есть в зависимости от способностей и склонностей. Тут социализм совпадает с коммунизмом, поскольку образование не инвестиция, а подготовка к последующей самореализации в любимом деле (на благо общества!). С оценкой такого образования я затрудняюсь, - итак перебор с фантазиями ))
Если с точки зрения духовного учительства, то тоже понятно. Обучение бесплатно (или как придётся :), но ученик должен превзойти учителя. Это условие и есть оценка, простая, как оценка удара в футболе. "Хороший удар, но мимо" - не проходит ))