Представить жизнь современного человека без интернета невозможно – он создает уникальные возможности для саморазвития, образования, социальной коммуникации, информационного обмена, интересного времяпровождения. Но кроме полезной информации, интернет полон угроз и рисков, о которых обычные пользователи даже не подозревают.
Подростки, в силу возраста, - наиболее уязвимая категория в области информационной безопасности. Для них интернет - естественная среда коммуникации, влияющая на мировоззрение и поведение.
Так как школа выступает основным каналом формирования личности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в обучении основам информационной безопасности в интернете. Следовательно, говорить про безопасность в интернете на уроках, как, например, про безопасность на дорогах или про другие правила поведения в обществе, безусловно, важно.
Поскольку проблема информационной безопасности является междисциплинарной, в формировании у учащихся компетенций в этой области должны участвовать все учителя-предметники, а также администрация школы. При этом большая часть работы, конечно, ложится на плечи классного руководителя и учителя информатики.
Также обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями.
Необходимо:
- проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности;
- знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам интернета, несовместимыми с задачами воспитания;
- проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
Для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет педагоги должны:
- познакомить их с ответственным, достойным поведением в интернете;
- рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования интернета;
- убедить никогда не выдавать личную информацию (фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников и т.д.);
- объяснить опасность личных встреч с друзьями по интернету без присутствия взрослых;
- убедить детей сообщать учителям или родителям, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.
Организуя работу с учащимися старших классов по безопасному использованию информации в интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации.
Также следует проводить с подростками беседы, чтобы напомнить, какие опасности подстерегают их в интернете, обсуждать с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.
Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями учащихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в интернет.