Как правило, образовательная стратегия в обычной школе создается учителями/педагогами, а при семейном обучении формированием целей и их последующей реализацией занимаются родители.
Поскольку вопрос сформулирован не совсем четко, в ответе будем исходить из того, что речь идет в основном о домашнем обучении.
При формировании конкретной цели образовательной стратегии родителям следует исходить из четких факторов/предпосылок. К последним относятся:
- возраст ребенка;
- его индивидуальные качества (интеллектуальные и физические);
- продолжительность обучения и т.д.
В вашем случае при отказе ребенка от занятий необходимо пересмотреть все вышеперечисленное, то есть цели и задачи стратегии + механизм их реализации. Не лишним будет и обсуждение с самим ребенком возникающих проблем.
Результативность занятий в первую очередь зависит от целеполагания. Правильно сформулированные цели и задачи представляют собой главный стержень всей будущей совместной работы ребенка и родителей: что и каким образом будет сделано в процессе обучения. При разработке главной цели образовательной стратегии нужно исходить из таких принципов, как достижимость, проверяемость, конкретность.
Немаловажную роль играют сроки реализации цели:
- на сколько уроков/занятий или тем (краткосрочная программа);
- количество курсов по одному предмету (среднесрочная);
- долгосрочная стратегия (зависит от количества учебных лет/классов).
К примеру, если ребенок хочет стать врачом, то долгосрочная цель — это поступить и учиться в медицинском вузе. Следовательно, вся образовательная стратегия базируется на этой цели: больше внимания (и часов) уделяется биологии/химии/физике, ребенок посещает дополнительные занятия в профильных образовательных центрах и т.д.
В данном контексте особое значение приобретают диалоги с ребенком: кем он себя видит во взрослой жизни, какие предметы с удовольствием изучает, какую конкретную помощь он ожидает от родителей, нужны ли ему каникулы (и какой продолжительности). Также уместно обсудить с ним критерии успешного освоения предметов, морально подготовить к контролю со стороны образовательного учреждения (предстоящие аттестации типа ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).
При разработке целей и задач с участием ребенка можно немного пофантазировать, составляя (рисуя) красочную карту целей/презентацию на компьютере/плакаты и т.д. Если вашему ребенку не нравится какой-либо способ/метод достижения цели стратегии, то можно пойти ему навстречу и убрать/заменить этот пункт. В случае стойкого нежелания ребенка обучаться по данной образовательной стратегии, возможно, понадобится помощь со стороны: репетиторов, онлайн-школ/курсов, тьютора.