Методической культурой должен обладать каждый участник образовательного процесса.
Методическая культура состоит из двух компонентов. Первый — это умение разработать практически значимое, конкретное занятие, мероприятие и т. д. Второй — это умение видеть за конкретными материалами, действиями закономерности. Эти закономерности и составляют суть методики. Отсутствие того или иного компонента сказывается на методике губительно. Так, если нет конкретных материалов, которые другой преподаватель может взять себе на вооружение, остаются пустые рассуждения и общие слова. Они могут быть правильными и красивыми, но за ними не стоят конкретные действия. Если нет второго компонента (методического обобщения), то материал превращается в простой конспект занятия. Он даже может быть интересен, но другой преподаватель взять его не сможет. К. Д. Ушинский отмечал, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта? Вот эта мысль, обобщающая конкретику и должна составить суть методики, методических рекомендаций. Да и всей методической деятельности.
Сюда следует ещё прибавить видение будущего всего образовательного процесса (от конкретного занятия до процессов развития мирового образования). Это третья необходимая способность хорошего методиста.
Сегодня редкий методист одинаково хорошо владеет данными навыками. Отсюда масса методистов-учителей, методистов-преподавателей. В стабильных, неменяющихся условиях они ещё как-то эффективны. Но в ситуации быстро меняющейся реальности они невольно начинают прилагать к образовательному процессу старые шаблоны. С другой стороны, также немало теоретиков, которые прекрасно выстраивают схемы и напрочь теряются при проведении даже элементарного занятия.
Настоящего методиста научить нельзя. Его можно только вырастить. Либо он вырастет сам. Лучше всего снизу, от простого учителя-преподавателя. Пока практически все предлагаемые курсы для методистов точечно заточены под определённый тип организации образовательной деятельности. А это сильно снижает эффективность их работы и качество получаемого результата.
Практические наблюдения показывают, что из 100 работающих методистов лишь 3-4 человека реально могут полноценно претендовать на эту должность. Они, как правило, и "вывозят" остальной коллектив.
Отличить хорошего методиста от новичка довольно просто. Необходимо посмотреть: 1) на реальные результаты его конкретной сугубо педагогической деятельности; 2) ознакомиться с его теоретическими работами (или просто взглядами), где он обобщает свой и сторонний опыт.