Если не быть глубоко погруженным в образовательные процессы (как на теоретическом, так и на практическом уровнях), не быть знакомым с основными тенденциями, существующими в различных странах, то все, что мы будет писать здесь, будет лишь субъективным мнением и может стать предметом дискуссии.
Рассуждая насчет того, какие привычные элементы образования могут в скором времени исчезнуть, сразу хочется затронуть тему дистанционного образования. Еще пару лет назад мало кто мог представить, что привычные школьные уроки в небольшом городе могут проходить в онлайне, но пандемия доказала обратное. Маловероятно, что в обозримом будущем можно будет отказаться от учебы в т.н. офлайн-режиме, то есть в обычном классе, но возможно, что часть занятий сможет перетечь в онлайн (в первую очередь речь идет о дополнительных).
Кроме того, аналогичная тема обстоит и с привычными учебными принадлежностями. Многие уже пришли к выводу, что нет смысла в стопках тяжелых учебников, если все можно вместить, например, в планшет. Да, здесь есть ряд «слепых пятен» (например, то, что учащиеся будут отвлекаться не на учебные материалы, влияние на зрение), но в перспективе они вполне решаемы.
Очень интересна в данном контексте тема единых учебных программ. Да, с одной стороны, какая-то хотя бы минимальная унификация нужна, чтобы доступ к одинаковому уровню образования имели все. С другой стороны, все говорят о необходимости учета индивидуальных особенностей каждого ученика, чтобы такое обучение было бы эффективным и приносило свои плоды. Это возможно за счет корректировки программ и уменьшения учебных групп, чтобы педагог имел возможность уделить внимание каждому.
Кстати, с учетом последних заявлений на уровне главы государства, нас ждут перемены в образовательной системе очень скоро, наверняка с учетом лучших достижений СССР (ведь все новое — это хорошо забытое старое).