Школа (система общего образования).
Расписание в школе составляется, прежде всего, "под учащихся". Нормативы для составления расписания сегодня записаны в документе "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", записанных в Постановлении главного санитарного врача РФ № 2 от 28.01.2021 года. Это очень обширный документ (почти 500 страниц). Интересующий нас материал - страницы 374-378. Здесь, в "Требованиях к организации образовательного процесса" нормированы по возрастам: начало и конец учебных занятий, их продолжительность и перерывы, количество учебной нагрузки, объём внеурочной деятельности, количество и продолжительность видов учебной деятельности на одном занятии, "плотность урока", продолжительность выполнения домашних заданий и даже вес комплекта учебников.
Недельное расписание составляется учётом шкалы трудностей учебных предметов, которая тоже представлена в данном документе.
Но это идеальное видение образовательного процесса с точки зрения медиков. В реальном же расписании необходимо учесть также количество и загруженность учебных кабинетов, наличие и загруженность учителей-предметников, возможности школьной столовой и множество иных показателей, зависящих от местных условий. Поэтому реальное расписание - это всегда компромисс между нормами и возможностями. Основные нормы соблюдаются неукоснительно (учебная нагрузка, перерывы и пр.), нормы же, зависящие от локальных условий выполняются по мере возможностей.
Всё это позволяет воплощать принцип: "Школа для учеников".
Понятно, что в данной ситуации желания и предпочтения учителей реализуются не в первую очередь. Также понятно, что расписание, являющееся компромиссом очень многих параметров, подлежит лишь незначительным изменениям.
Стоит также отметить, что составленное расписание утверждается директором школы и на учебный период является законным нормативным актом, регламентирующим учебную деятельность. Поэтому педагог самостоятельно менять расписание не может. Это является грубым нарушением образовательного процесса. Все изменения возможны только по согласованию с администрацией, так как администрация обязана знать, где в тот или иной момент находится тот или иной учащийся (кроме конкретного учителя за жизнь и здоровье детей отвечает и администрация). Более того, в некоторых регионах РФ введено требование о сохранении в неизменности первоначального расписания, которое составлено в августе перед началом учебного года. Здесь в течение учебного года расписание не может менять и администрация. Разве что в исключительных случаях.
В то же время, мы все живые люди и все стремимся к более комфортным условиям труда. Хотя бы для достижения лучших результатов. Поэтому при составлении расписания администрация, как правило и в силу возможностей, идёт навстречу учителям, сокращая "окна" между уроками, ставя уроки в начало или конец учебного дня, освобождая те или иные дни. Чаще всего навстречу идут заслуженным учителям или, наоборот начинающим. Но здесь всё зависит от взаимоотношений в конкретном коллективе.
Неразумных расписаний, составленных неопытными администраторами, хватает. Однако единственный путь для учителя в данном случае (кроме, разумеется, простого устного договора с администрацией) - это использование возможностей государственно-общественного управления образовательной организацией. В любой школе есть собрание трудового коллектива, педагогический совет, методические советы разных уровней, управляющий совет. Если аргументы для изменения расписания у учителя весомые, то многие его поддержат.