Главная цель технологии проблемного обучения заключается в выявлении направлений/путей получения результатов научного познания, а также развития творческих способностей учащихся. Задачами данного метода являются:
- формирование у студентов/учеников необходимых компетенций (знаний/умений/навыков) и готовность их использования в реальных условиях (для решения практических задач);
- достижение оптимального уровня развития учащихся, расширение способности последних к самообразованию;
- выработка собственного стиля интеллектуальной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, научно-исследовательской активности, самостоятельности обучающихся.
Суть проблемного обучения сводится к решению вопросов/задач, поставленных преподавателями, через самостоятельный поиск учащимися новых знаний и методов исследования.
К преимуществам/плюсам метода проблемного обучения относятся:
- больше, чем другие, подходит к сегодняшним реалиям в сфере образования, нацеленным на развитие у будущих специалистов гибких навыков, позволяющих в том числе решать нестандартные проблемы;
- формирование особого (творческого) типа мышления;
- повышение мотивации к успеху в учебе и практике;
- развитие интеллектуальных способностей.
Несмотря на преимущества, система проблемного обучения имеет и минусы:
- не может быть всеобъемлющим (универсальным) методом, поскольку применяется на ограниченном информационном источнике, характеризующемся многовариантностью способов/оценок/интерпретаций;
- эффективность имеет место лишь на информации высокого уровня важности, а дополнительный/иной источник чреват рисками;
- использование проблемного обучения требует наличие базового потенциала знаний/умений/навыков;
- рассматриваемая система не приемлет лимита времени.
Здесь как нигде возрастает роль преподавателя как творческой личности, способной организовать/смоделировать соответствующую/адекватную среду. Если такого преподавателя нет, модель вряд ли сработает.