Самостоятельное приобретение знаний/умений/навыков, самообразование представляет собой непрерывный процесс развития личности в течение всей ее жизни. Следовательно, для этого необходимо создавать оптимальные условия и приучать себя к самообучению. Большие объемы современной информации невозможно сразу переработать (познать), поэтому каждый человек должен делать выбор как минимум по одному направлению. С этой целью следует составить список всех вариантов, например, по десятибалльной шкале начинать отсеивать ненужное (все, что ниже 7-8 баллов, можно серьезно не рассматривать).
Для самообразования можно использовать различные практики. Например, при выборе предмета исследования или нового занятия нужно применить конкретные критерии с наибольшей пользой для вас: что поднимет самооценку, доставит удовольствие, принесет прибыль и т.д. Основными формами непрерывного самообучения являются: изучение разнообразной литературы (научной, учебно-методической, художественной); прослушивание записей концертов, докладов, лекций; просмотр произведений искусства; посещение музеев, выставок, галерей; получение консультаций экспертов и т.д. Самообразование предполагает использование ряда методик: метапознание, регулирование усилий; репетиции; организация/планирование; критическое мышление, а также иные стратегии, встраиваемые во все уровни обучения. Главной целью перечисленных методик является реализация принципа научиться учиться, что характерно для современных образовательных учреждений (школ/колледжей/вузов).
Для повышения эффективности самообразования нужно так организовать рабочее место, чтобы оно мотивировало на обучение и заряжало энергией. Немаловажную роль играет и сама рабочая среда, которая должна быть максимально комфортной. Особо востребованными практиками самообучения являются различные тренинги, мастер-классы, профессиональные семинары/вебинары, личностный рост, расширение кругозора и др.
Оптимальный уровень самообразования зависит от ряда показателей (факторов), к которым, кроме вышеперечисленного, можно отнести:
- определить конкретную цель,
- составить расписание (график) занятий,
- стараться не выгорать и делать перерывы,
- использовать разнообразные источники информации,
- постоянно поддерживать мотивацию и т.д.