Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как правильно ошибаться?

И как на этом еще и учиться?
ПсихологияОбразование+3
Анна Шефель
Образование
  · 2,1 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 7 мар 2023  ·
asocial_gumoMEM
Еще в детстве я прочитал фантастический рассказ Георгия Гуревича "Свойственно ошибаться", в котором была идея создания науки "ошибковедение". Сначала приведу цитату из рассказа, а потом уже попробую дать ответ на этот вопрос.
Том первый Геннадий хотел посвятить описанию типовых ошибок: биологических, экологических, экономических, технических, математических, ученических, а также житейских… Второй том предполагал отвести причинам ошибок. Целый том! Хотя причин насчитывал только три: незнание, неумение и нежелание.  Незнание определить сравнительно просто. Границы известного известны. <…> Впрочем, Геннадий еще различал три вида незнания: всеобщее, групповое и личное. Всеобщее понятнее всего - мировая наука не дошла. Никто ничего не знает, и баста! Личное - я не знаю достижений мировой науки, не все выловил из океана информации. Групповое – это уже болезнь XX века. Я специалист, и я не знаю новинок чужой специальности.
Неумение – вторая причина ошибок. Тоже бывает различное. Прежде всего оно определяется аппаратурой. <…> Само собой, может быть неумение и групповое – в данной специальности; есть неумение и личное. Но, кроме того, Геннадий выделил еще неумение психологическое, неспособность мыслить объемно. Природа диалектически противоречива, человек же склонен рассуждать прямолинейно: «Да, нет; хорошо, плохо». Это наследие первобытных предков. Им необходимы были быстрые решения в сложнейшей обстановке: съедобно или опасно, ловить надо или бежать? У детей четко выражено это полярное отношение: он плохой, она хорошая, хороших надо одаривать, плохих – бить.
И наконец, нежелание. Тут я, наверное, мог бы порассказать больше Геннадия. Но честь и слава юноше, что он подметил этот злокозненный раздел. Ошибки незнания и неумения отступают с годами. Приборы совершенствуются, приходят открытия, тени отступают в полдень. Но нежелание сопротивляется, упорно и активно. Да-да, нежелание устранять ошибки.
Итак, как же правильно ошибаться? Во-первых, надо признать, что не только абстрактному человеку свойственно ошибаться, но и лично тебе самому. То есть надо начинать с того, что любой твой шаг может быть ошибочным, поэтому, прежде чем его сделать, необходимо провести проверку на "незнание", "неумение" и "нежелание". Бывает, что сразу непонятно, будет ли то или иное действие ошибочным, это всплывает уже после. И тогда надо снова прогнать полученные результат через фильтр "трех Н", чтобы понять, по какой из трех причин я все-таки ошибся. После этого уже можно и понять, как именно стоит учиться на сделанной ошибке: расширять знание, совершенствовать "аппаратуру", или же работать над нежеланием признавать ошибку. Третий пункт, действительно, самый сложный, поскольку устраняется только постоянной работой над собой.
То есть алгоритм "обучающего ошибания" можно сформулировать так:
  1. Признать, что ты можешь ошибиться.
  2. Перед действием сделать первичную проверку через фильтр "трех Н".
  3. Ошибиться.
  4. Провести анализ причин ошибки через вторичный фильтр "трех Н".
  5. Определить, что можно сделать, чтобы в дальнейшем ошибку избежать.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
Запись на консультации по ссылке в профиле  · 6 мар 2023  · alex1.glideapp.io
Я буду отвечать из расчёта, что речь идет про "ошибки" в любых жизненных обстоятельств, а не из понимания вопроса "как правильно ошибаться в учёбе" имея ввиду как правильно допускать ошибки когда плохо выучил задание или тебе попалось сложное задание на экзамене и вот как бы так правильно ошибиться в нём… На такое у меня нет ответа :) 1. Разрешить себе ошибаться. Т.е... Читать далее
Индивидуальные психологические консультации онлайнПерейти на alex1.glideapp.io
1 эксперт согласен