На мой взгляд, коммуникации межпоколенческой аудитории всегда вызывали много разногласий и порождали исследования, и развитие культуры.
Как говорил Михаил Жванецкий: "Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один."
В 21 веке пора использовать ещё одну функцию мозга и возвести в ранг базовых реакций на импульс - принятие. Бей, беги, замри - не стало хватать в быстроменяющемся мире. Антихрупкости Нассима Николаса Талеба не хватает и сильно выматывает нервную систему. Не возможно постоянно меняться под окружающую среду. Даже хамелеон погибает от подобных изменений.
Наша способность концентрироваться ограничена несколькими часами в сутки и сильно зависит от контекста. Лимбическая система наровит мыслить шаблонами и догмами, да и заставить работать область мозга толщиной с обычную салфетку не просто. Ещё добавьте суда эмоциональный коктейль нейромедиаторов и генетическую предрасположенность с воспитанием и багажем знаний прошлого столетия.
Представили?
Нам зачастую некогда задать себе нужные и важные вопросы для формирования стратегии развития и выживания. Люди с возрастом утрачивают способность к обучению, т.к. ошибочно считается высшее образование СССР авторитетное и фундаментальное.
С приходом эры вычислительных машин, многие фундаментальные знания претерпели огромные изменения, но об этом знают лишь узкое сообщество специалистов в этих областях.
Молодое поколение черпает знания из интернета, зачастую не проверяя информацию на достоверность и целостность. Объемы информации растут в геометрической прогрессии, их генерируют не только учёные и "диванные" эксперты. К этому процессу уже пару лет подключили нейросети, такие как GPT-3 и новое поколение GPT-4.
Наверняка все видели, как поссорились две "Алисы" подключенные на разных устройствах - так это нейронная сеть с алгоритмами ограничивающими агрессию и противостояние. Странно ожидать другого поведения от поколения постоянно "заливающего" в экранах гаджетов ежесекундно формирующих информацию под своего хозяина. Клиентоорентированность алгоритмов гаджетов максимально удовлетворяет 3 основных инстинкта любого человека с доступом в интернет, иначе корпорации не заработают прибыли на их продаже и информации.
Мозг привыкает к такому поведению и вовлекается в когнитивное искажение атрибуцией. Нам трудно осознавать, что кроме нашего мнения, искусственно сформированного матрицей алгоритмов подбора информации, есть и другие точки зрения и мнения на происходящее вокруг.
Раздражительность и агрессия нарастает эквивалентно противодействию - первый закон Ньютона. (Хоть что-то не меняется в новой реальности 🤣)
Я наблюдаю этот эффект империческим путем не только в профессиональной сфере, но и со своими детьми.
Чем ниже интеллект включается в повседневную жизнь, тем больше зависимость от "лайков" и эмоциональных поглаживаний. Не так давно блогеры встречались для физической расправы над своим аппонентом переманившего аудиторию на свои информационные ресурсы прибегая к манипуляции сознания интернет зависимых людей.
Сложно представить мир без интернета, но заменять им настоящую жизнь стало модно.
Не даром самый бюджетный отдых связан с детоксом и физическим отключением от виртуальности…
Итак. Вернёмся к вопросу межпоколенческой коммуникации и борьбы:
- Несоответствие когнитивных навыков и способностей.
- Отсутствие общих интересов и точек зрения.
- Раздражительность и агрессия
- Отсутствие принятия другой точки зрения
На самом деле этот список можно продолжать до бесконечности (наверно), но сути вопроса не изменит.
Пока не возникнет возможность принятия мнений обоих сторон, будут противостояние и распри. Монтекки и Капулетти будут невинными ангелами по сравнению с битвами культур и ценностных убеждений.
Все познается в сравнении и опыт приходит через боль разочарований.
P.S.
Я не претендую на истину в последней инстанции. Это моя точка зрения основанная на имперических наблюдениях и исследованиях мозга.
Ваша жизнь - ваши правила.
Только помните, что в 1970 году в Нью-Йорке собрались представители гей-сообщества, чтобы заявить о своих правах. Якобы на этом мероприятии и появился слоган «My life… My rules…».
Насколько это правда — я не знаю, но такова версия, которая гуляет в сети. Может, у вас есть своя теория или история на этот счёт?