Поскольку семиотика является междисциплинарной наукой, выбирать нужно образовательные программы, которые наиболее близки по содержанию и методологии. В качестве таковых можно рассматривать лингвистику/филологию/литературоведение, социальные науки, культуру, философию, изящные искусства.
В то же время определение статуса семиотики является дискуссионным: одни эксперты рассматривают ее как науку о знаках и знаковых системах, которые хранят и передают определенную информацию. Другие ученые трактуют еще шире, добавляя к человеческим коммуникациям способы общения животных, процессы в различных сферах общества (культура), искусство и др. Следующая точка зрения обосновывает семиотику в качестве междисциплинарной теории и т.д. Есть представления о семиотике как о стыке лингвистики, психологии и наук об обществе (антропологии, социологии, культурологии), практически реализуемой в политике/экономике и других сферах управления группами людей. С ней же связана и теория искусственного интеллекта. Кроме перечисленного, практическая семиотика используется в рекламе, психологии, юриспруденции.
В системе высшего образования семиотика представляет собой сравнительно молодой курс, который относится к вариативному блоку учебного плана. К примеру, в МГУ имени М.В. Ломоносова и Высшей школе экономики в рамках ОП бакалавриата и магистратуры читаются такие курсы по выбору, как:
- Социальная семиотика,
- Семиотика культуры,
- Семиотика литературы и искусства/кино и другие ДПВ.
Однако эти курсы предлагают и филологические и философские факультеты, и школы культурологии. Чаще всего семиотики/семиологи — это специалисты с ученой степенью доктора философии/искусствознания/лингвистики/филологии, обладающие глубокими (профессиональными) знаниями в области теории знака, семиотических систем, методологии анализа/интерпретации текстов/знаков/символов.