Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли лекциям место в современном образовании?

Сейчас много говорят об обучении через действие, интерактиве, командной работе над проектами. А есть ли место в этом процессе старым добрым лекциям?

И если да, то как и для чего их можно использовать?

Я сейчас и о вузовском образовании, и об онлайн-курсах для взрослых.

ОбразованиеВысшее образованиеОнлайн-курсы
Дара Бухтоярова
Образование
  · 10,6 K
Сервис онлайн-образования  · 27 июн 2021  · practicum.yandex.ru
Отвечает
Andrey Melnichenko

Да, конечно, если в конкретном случае лекция — лучший способ достичь целей и учесть все ограничения. Важно при этом делать взаимодействие на них двусторонним — чтобы и студенты реагировали, задавали и отвечали на вопросы.

Когда и почему лекциям есть место

Тут, конечно, первым делом нужно договориться, что считаем лекцией. Это только про формат (я говорю, вы слушаете), про длительность (а если занятие 30 минут — это лекция) или о чём-то ещё?

В целом же лекция — это формат, instructional strategy, как их называют в педдизайне за рубежом. Ниже на картинке — стратегии, распределённые по типам.

unnamed (2).jpg

Общее правило выбора — нет стратегии, которая во всех случаях подойдёт → нужно выбирать под свои вводные. Какие вводные нужно рассматривать: цели активности, специфика контента, экспертиза студентов в теме, этап курса, динамика группы, синхронность/ассинхронность обучения, доступное время, что будет до и после активности, etc.

В этом плане лекции стоит брать, когда вам нужно за ограниченный период времени передать новичкам в теме объёмную часть информации, в которой важно сразу напрямую рассказать про основные концепты, их связи, связи с изученным раньше, распространённые ошибки и неправильные представления о теме.

А лекции работают вообще?

По картинке выше можно увидеть, что лекция относится к разделу Direct Instructions — когда преподаватель/учебная система напрямую даёт материал о том, какие концепты есть в теме, как связаны, как что-то делать, что можно из этого получить.

В этом смысл direct instructions — противовес Indirect Instructions — методикам, форматам и подходам, когда преподаватель не даёт все напрямую, а даёт условия, в которых студенты должны полностью или частично сами дойти до нужной информации (обучение через опыт, ролевые игры, изучение кейсов, etc).

В исследовательской и образовательной тусовке за рубежом до сих пор спорят, что же работает лучше. Одна из точек компромисса признанных исследователей и практиков — direct instructions работают и их незаслуженно отодвигают на второй план (источник-1, источник-2).

image.png

Из практики могу сказать, что direct instructions подойдут, конечно, для разных студентов (по уровню знакомства с темой, целям) и на разных этапах курса, но особенно хорошо для новичков. Причина — у них ещё может нет быть достаточно знаний, навыков по теме и учебной самостоятельности, открытости и чувства безопасности на курсе, чтобы вовлекаться в более открытые и челленджевые форматы.

Какой и почему делать лекцию, чтобы лучше работала как формат

Пусть у вас будет и лекция, она не должна быть полностью пассивным для студентов получением информации. Причин несколько:

  • люди не способны бесконечно фокусировать внимание на однообразии. Поэтому если не менять формат взаимодействия и подачи контента (слушаем/читаем, текст/видео, слушаем/говорим/делаем), студентов потеряем. Раньше говорили про правило «смена деятельности раз в 10-20 минут (онлайн/офлайн). Сейчас, думаю, и того меньше может быть у людей, активно юзающих соцсети и другие информационные источники.
  • чтобы информация запомнилась хотя бы первично (перешла в долгосрочную память), человеку с ней нужно сразу после получения как-то поработать (законспектировать основное, подумать, применить, соединить с уже известным, etc). В лекции формата «я говорю 1-2 часа, вы слушаете» происходит обратное: я даю вам кусок информации, затем другой, затем третий, затём ещё и в подарок ещё кусок.
  • кроме самой передачи информации, в таком занятии должны быть элементы, помогающие студентам вписать материал лекции (=нового знания) в уже им известное, соединить одно с другим: помочь вспомнить релевантные имеющиеся знания, показать примеры, попробовать применить. Для удобство можно использовать «9 событий Ганье» — список элементов, которые должны быть в уроке, согласно образовательному психологу Роберту Ганье.
Gagnes-Nine-Events-of-Instruction.png

Поэтому оптимально, если лекция будет перемежёвываться раз в 10-20 минут взаимодействиями с аудиторией (чтобы как можно больше слушателей вовлекались = имели возможность поработать с информацией). Это может быть просто вопрос в зал, активность типа think-pair-share, небольшое индивидуальное или групповое упражнение (идеи активностей можно найти в библиотеках методик: sessionlab.com/library, toolbox.hyperisland.com).

Выбрать профессию в Яндекс Практикуме и попробовать себя в новой ролиПерейти на praktikum.yandex.ru
1 эксперт согласен
Создание и оценка системы научного сопровождения самообучения в развивающейся высокоинтелл...  · 1 июл 2022
По моему опыту, чем больше эксклюзивных исследовательских элементов содержит материал, разработанный в проактивной исследовательской концепции и и продуктивном подходе, тем больше потребность в его именно лекционном изложении. Быль: "Ну и студенты пошли. Раз рассказал. Не поняли. Два рассказал. Не поняли. На третий раз сам понял. А они всё ещё поняли… Лекция это... Читать далее
3 эксперта согласны
В лекции 80% значимости имеет не столько текст, сколько личность лектора.
Эксперт в сфере образования за рубежом. Личный опыт обучения и проживания в Англии...  · 30 июн 2022  · youtube.com/smapse
Вопрос о месте и роли лекций в современной системе образования является дискуссионным. С одной стороны, цифровизация, интернет, дистант (удаленка), электронные учебно-методические комплексы по каждому предмету в образовательных учреждениях ставят под сомнение уместность лекций, роль преподавателя сводится к функции простого консультанта. С другой – проблемы в систематиза... Читать далее
Эксперт ведущего агентства зарубежного образования.Перейти на smapse.ru
2 эксперта согласны
Пересказывание книг бесполезно. Классические предметы- физика, математика, химия не меняются . Другое дело -... Читать дальше
Учительница, консультантка в сфере образования  · 6 апр 2021  · bit.ly/3fmtB56
Как интересно поразмышлять над этим вопросом! Мне кажется, интерактивность - это такая шкала, где на каждой точке располагаются разные виды подачи контента. И крайним полюсом неинтерактивности была бы даже не лекция, а письменная хроника, например, или биг дата. А крайним полюсом интерактивности вообще не обучение, а квест по выживанию в лесу, например. А посередине -... Читать далее
1 эксперт согласен
Как здорово про шкалу интерактивности! Мне очень нравится эта идея. Интересно, наверное, она где-то уже существует... Читать дальше
Чурина Неля - бизнес-тренер, методолог, спикер, медиа-консультант  · 24 июн 2021  · nchurina.com
Отвечает
Неля Чурина

Если говорить, что привычный формат лекции, когда преподаватель читает текст, а студенты переписывают услышанное, то такому формату мало места.

Если же предусмотреть формат перевернутого обучения, добавить дискуссии, включенность студентов, то и результат от лекции будет сильнее.

Неля Чурина - тренер-методолог, спикер Подробнее - https://nchurina.com/Перейти на nchurina.com
1 эксперт согласен
Предприниматель, эксперт по управлению в сфере онлайн-образования  · 1 июл 2022  · schoolofprojects.ru/victor
Так много говорят о новых форматах обучения и внедряют их не просто так. Причин миллион, вот несколько навскидку: интерес для учеников, выше доходимость курсов, конкурентное преимущество, больше возможностей донесения информации для экспертов, метрики проще отслеживать… Чем разнообразнее и интереснее пользовательский опыт ученика, тем выше эффективность его обучения... Читать далее
Менеджмент - искусство добиваться своих целей чужими рукамиПерейти на schoolofprojects.ru/management
Вы очень глубоко ошибаетесь. Настолько методологически глубоко, что это это непозволительно если работать... Читать дальше
Образование - химфак МГУ; фармакокинетика, биофизика; интересы - Восток, биология...  · 20 апр 2021
Есть. Для отдельных лекций, которые читают интересные лекторы, или поднимаются интересные темы, ещё не нашедшие отражения в учебниках. Или лекции знаменитостей, которых более живьём не увидеть. А вот при текущем процессе обучения в высшей школе - сомневаюсь. Не знаю про гуманитарные дисциплины, я - про естественно-научные. Лекции возникли в те времена, когда учебников... Читать далее
1 эксперт согласен
Почему-то текст обрезался. Продолжение: Образование on line мне совершенно не нравится. В целом. То, что можно... Читать дальше
Электромонтажник, имею ряд научных статей по физике и так далее. Широкий круг интересов...  · 23 июн 2021
Я не педагог, но в своей жизни доводилось учить других. Но почему бы не вспомнить классику, что у людей преобладает различная память: зрительная, слуховая, кинестетическая? И лекция как раз направлена на последние две. Конечно, сейчас существуют аудиокниги или проговаривание книг, так что даже самостоятельно люди могут запомнить. Так вот, исходя из индивидуальных... Читать далее
Психолог, преподаватель психологии.  · 24 июн 2021
А куда ж они денутся? Ведь даже чтобы объяснить, как забить гвоздь, нужно рассказать, что это делать лучше молотком, что у молотка есть ручка, за которую надо держать и т.д. Про молоток, правда мы объясняем ребенку в дошкольном возрасте. А что касается высшего образования, которое мне ближе не станет же преподаватель, рассказывая как взрывается атомная бомба, каждый раз... Читать далее
Репетитор, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, русский язык, литература. Увлекаюсь танцеванием,...  · 7 окт 2021
Лекции сейчас тоже интерактивные, а лекторы активно вовлекают в ПО всех присутствующих. Даже еще более жестко, чем в реале. Только читать лекции должны яркие и талантливые - а это уже от руководства зависит. Нужно хорошо думать, кого ставить на лекции. Предлагаете заменить лекции утопанием в библиотеке и сдачей зачетов, чтобы лекции не преподы студентам читали, а... Читать далее