Что обязательно нужно включить в эффективную обратную связь? Используете ли вы какие-то определённые схемы или последовательность подачи информации?
В идеале хотелось бы мотивировать студентов, и в то же время указать на ошибки и помочь в усвоении материала.
Заметила закономерность: как в переговорах мы «проскакиваем» мягкие просьбы и вопросы, и переходим сразу к наезду, так и в случаях, когда у нас просят обратную связь, мы (тут я имею в виду русскоговорящее население планеты) почему-то на автомате начинаем с того, что надо улучшить, доделать, отполировать, похудеть. И это большая проблема, потому что в теории все это, конечно, (а) правда (б) наше ценное мнение и (в) возможно, действительно нужно субъекту.
Но
это нарушает принятую последовательность, которая не просто так создавалась, поэтому и правда, и ценное мнение рискуют стать еще одними бессмысленными словами в лучшем случае и поводом для досады субъекта в худшем.
Почему? Потому что такой старт лишает и нас, и того, для кого мы стараемся, контекста.
Именно для того, чтобы удерживать контекст, и чтобы видеть картину целиком, конструктивная обратная связь начинается с фактов:
что ты сделал? Создал классную штуку/написал текст/добежал полумарафон
к чему это привело? Теперь ты знаешь, что нужно для изобретения/теперь ты можешь податься на публикацию в издание Z/ты был пятнадцатым, хотя бежал впервые
Если контекст не задан, наши самые мудрые слова могут быть восприняты как придирки в лучшем случае и полностью проигнорированы, поскольку их не к чему было прицепить, в худшем.
Только когда контекст задан мы переходим к тому, что получилось и что надо продолжать делать (то есть «хвалим» мы именно в этом месте и без всяких «молодец», потому что «молодца» с собой в будущее не унесешь)
И только в это месте – в заданном контексте, с обозначением и признанием сделанного правильно и хорошо – мы переходим к тому, что ЕЩЕ надо сделать, если хочется большего:
И это не только про вежливость (хотя вежливость и учет наших чувств вещи приятные). Это про то, как работает наш мозг: нет контекста – нет связей – нет пользы от сказанного - delete
И еще про работу с обратной связью и культурные нормы на примере студенческих работ.
Не всегда, но очень часто средний британский студент полученную обратную связь считает стартом для дискуссии, прояснения свой позиции и...
выбора, что из неё взять для улучшения работы, а что оставить и не трогать.
Если бы я знала об этом сразу, то мне бы не пришлось полностью переписывать две главы моего диссера за месяц до сдачи.
Потому что мы в силу исторических причин воспринимаем частное мнение старшего по званию как приговор, не подлежащий обжалованию. А это не так
[и это то место, где работа с обратной связью встречаются с ассертивностью: развитая ассертивность позволяет нам спокойно и безопасно для всех отстаивать свою позицию]