Если учитель не может отпустить от себя учеников - он плохой учитель.
Самое главное достижение учителя - оснастить ученика силой, способностями, возможностями, целями и мечтами, с уверенностью, что их стоит достигать. Учитель должен отпускать. Если он не понимает эту часть своей профессии, если у него внутри живут слова "они должны" - суть не схвачена.
Мои любимые учителя всегда со мной. Они в моем сознании. Я испытываю к ним благодарность, я сверяю свои поступки, решения с их образом действий, с их принципами. Я поступаю по-своему, но мои учителя - это моя радость внутренняя - никогда я не испытывала грусти, что физически они не присутствуют рядом со мной. Я никогда с ними не разлучаюсь. Знают ли они о моей благодарности - думаю, они об этом не думают, и про меня, возможно вспоминают, возможно - нет. Я не хочу думать, что они думают обо мне все время. Но я-то их ценю, я их уважаю, они во мне живут. И этот факт никто, ни один человек в мире не может изменить. Вот это и есть суть. Никто никому не должен, и грустить про расставание нет смысла. Человек на своем месте выполняет свое предназначение - и только в этом он прав, и жизнь в этом права.
Когда мои ученики уходят из школы - они не уходят у меня из головы. Но я думаю про них так же, как и про своих любимых учителей, или про своих друзей и близких. Где-то посмеиваюсь про себя, про кого-то мне иногда вспоминать стыдно (в контексте моих действий, не дотянула как педагог), про кого-то вспоминать интересно и мысленно задаешь вопрос - как ты теперь, что делаешь, насколько изменился. И это ничего не меняет, нет эмоциональных переживаний. Отпускать надо легко, с широким сердцем.