Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
историк, журналист, медиаэксперт  · 13 сент 2021

В моём родном городе Тара в Омской области, как вы знаете, есть замечательный Северный драматический театр имени Михаила...

В моём родном городе Тара в Омской области, как вы знаете, есть замечательный Северный драматический театр имени Михаила Александровича Ульянова – настоящий профессиональный театр, с гастролями, фестивалями, премиями, наградами и 12 премьерами в год. Потому что в городе живут 26 тысяч человек – кому тут нужен театр, лениво ставящий и безлимитно показывающий 2-3 спектакля, которые все уже выучили наизусть – вот они и экспериментируют постоянно: с форматами, с месседжем, с актёрским составом.
Одна из таких экспериментаторских инициатив последних пары лет – проект "Своя территория".
Это двусторонний проект: с одной стороны, театр ставит "остро социальные" пьесы для школьников – и после спектакля происходившее на сцене разбирают вместе с психологами. С другой стороны, проект открывает новые имена среди драматургов и сценаристов. На 2-й конкурс поступило более ста пьес от начинающих авторов со всей страны (а в прошлом году, например, были даже драматурги из Швеции). Жюри под руководством театрального критика Павла Руднева сформировало лонглист из 17 пьес.
Следующий этап конкурса: разные режиссёры выберут из этого списка пьесы, по которым они хотели бы поставить эскизы. Пройдут публичные читки пьес из лонглиста (и некоторых пьес, не прошедших отбор, тоже).
А выбранная по итогам этой лаборатории пьеса-финалист будет поставлена на сцене Северного драмтеатра как полноценный спектакль.
И это не какая-то кондовая история, в которой взрослые чему-то хотят научить детишек. Просто почитайте названия пьес, прошедших в лонглист конкурса:
"13 причин нипочему", "Фото топлес", " Рома, правда и подкасты", "Найди во мне человека", " Вивальди дал свободу", "Ангел в радужном свитере", "Почему киты выбрасываются на берег".
И это не просто про названия. Признаюсь честно, я совершенно обалдел от смелости высказываний в спектакле "Дорожный товарищ", который посмотрел, когда Северная драма приезжала с гастролями в Петербург: там было и про гомосексуальность, и про национализм, и про коррупцию, и про "золотую молодёжь", и про школьный " буллинг", и про социальное неравенство – такие темы сейчас разве что на стримингах можно увидеть. А здесь авторы, режиссёр и актёры нашли возможность, язык, чтобы поговорить обо всём этом с юным зрителем.
Спектакль "Враг народа" по Ибсену, который поставил в Таре режиссёр из Риги, и вовсе произвёл фурор – не только актуальной темой противостояния героя системе и "серой массе" (в чём-то это перекликалось с быковским "Дураком" и шварцевским "Драконом"), но и форматом работы вне спектакля: зрителям, выходившим из зала, самим предлагали сделать выбор – кто же главный герой, спасающий родной город от экологической катастрофы: герой или враг. Директор театра Анджей Неупокоев, придумавший такой ход, рассказал мне, что в урне для голосования преобладали голоса за "героя", но были, как у Горького, "какие-то осторожные люди", которые считали, что в истории борьбы с системой "не всё так однозначно".
В общем, жив ещё локальный театр. И не просто жив, а задаёт тренды, ищет новые имена и форматы, привлекает зрителей. А сама Северная драма давно уже стала тем самым "городским брендом", ради которого стоит ехать в Сибирь.