Отвечу с помощью видео одного популяризатора автомобильной тематики и технологий: (оригинал, перевод).
Перескажу в нескольких пунктах:
Почему обычно долго ждут прогрева?
Старая карбюраторная подача топлива, в отличие от современной электронной, не умеет регулировать количество поступающего топлива (топливо-воздушной смеси) в зависимости от темпертуры двигателя. Сейчас же контроль состояния двигателя идёт по многочисленным параметрам, а значит можно добиться моментального минимального количества впрыскиваемого топлива для обеспечения вспышки. Раньше контроль был плохим и приходилось лить столько, лишь бы не заглохло. Соответственно, большее количество времени мы находимся в дипазоне рабочей «надёжной» температуры.
Почему не происходит сгорания при низких температурах?
Низкая температура подразумевает плохое распыление и испарение топлива, а значит, что для вспышки (сгорания) не хватило количество дисперсных частиц. Тогда топливно-воздушная смесь становится богаче (регулировка мозгом двигателя): больше топлива — больше распыления — лучше условия для сгорания топлива. Но тот излишек, что остаётся жидким, активно взаимодействует с маслом на стенках цилиндра, ухудшая его рабочие свойства. А это совсем нехорошо (контакт металлических деталей, задиры и прочее).
Поэтому советуют прогреть двигатель несколько минуток, после чего неспешно ехать по делам (тут и амортизаторы немного придут в тонус после холодной ночи). Правда, я прогреваю машину чуть дольше, чтобы в автоматической коробке масло тоже достигло рабочих температур (иначе коробка брыкается и дёргается); обычно жду, пока обороты упадут до 1k.