Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Стоит ли идти на учителя истории? Если да, то какой ВУЗ наиболее хороший? Какие вообще плюсы и минусы быть учителем?

ОбразованиеИсторияСоциология
Игорь Филиппов
  · 8,1 K
советник ректора НИУ «Высшая школа экономики», эксперт ОГФ  · 31 мая 2018

Здесь несколько разных вопросов: а) стоит ли человеку становиться учителем (а также — в чем плюсы и минусы), б) в чем специфика учителя истории, в) где сейчас лучше учиться истории, г) чему и где еще стоит выучиться, чтобы стать учителем истории.

О первых двух вопросах — короче всего. Если вам не нравится процесс преподавания и шире — общения, не идите в учителя. Если вы не готовы уважать в знающем и умеющем меньше вас (пока что) самостоятельную личность — не идите в учителя. Если вы считаете нужным впихнуть конкретный набор знаний и представлений, потому что они правильные и их все должны освоить — не идите в учителя. Если вам нравится, когда кто-то со временем умеет больше, чем умел раньше, если кажется важным дать в руки инструмент анализа — можно начать думать и об учительстве.

При этом лучше понимать, что историю часто пытаются использовать как инструмент решения актуальных политических задач, это часто горячее поле сражения, поэтому если вы не готовы к тому, чтобы отстаивать профессиональные ценности вопреки идеологической конъюнктуре — лучше не идите в учителя истории. Математика, физика, химия или биология в этом смысле могут навредить меньше. Хотя при определенных условиях и они могут стать полем идеологических битв.

Теперь вопрос о том, где учиться истории. Понятно, что Россия большая. Позволю себе сосредоточиться на столицах, хотя и за их пределами есть достойные места.

Без малейшего сомнения мог бы рекомендовать исторические подразделения НИУ ВШЭ — как в Москве (Школа исторических наук ФГН), так и в Санкт-Петербурге (Департамент истории СПб Школы социальных и гуманитарных наук). Когда (а я надеюсь, что именно «когда») вновь появится образовательная лицензия у Европейского университета в Санкт-Петербурге, то его Исторический факультет (магистратура и аспирантура).

В Москве к НИУ ВШЭ можно было бы добавить направление «История» Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, магистратуру по публичной истории МВШСЭН (Шанинки).

Есть возможность получить приличное образование на ряде профильных специальностей в других частях НИУ ВШЭ, в РГГУ и МГПУ (например, история, литература и культура Востока — это Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ и ИВКА РГГУ, компаративная история — ИФИ РГГУ, архивоведение — ФАД ИАИ РГГУ, история и культура Мезоамерики - ФИПП ИАИ РГГУ и т.д.). Ряд серьезных профессионалов работает в МГУ и СПбГУ.

Достаточно ли хорошей исторической подготовки для того, чтобы преподавать историю в школе? Вряд ли. Необходимо освоение педагогических дисциплин в их связке с проблематикой преподавания истории. На это, скажем, направлена магистерская программа НИУ ВШЭ «Современная историческая наука в преподавании истории в школе». Более того, там исходным образованием может быть и не собственно историческое. Педагогическая надстройка может быть обеспечена также Московским городским педагогическим университетом (МГПУ; после очередных преобразований в МПГУ этот вуз я не решился бы рекомендовать).

Сотрудник Национального социально-педагогического колледжа  · 9 дек 2021
Здравствуйте, Игорь. Главные качества учителя истории — искренняя любовь к своему предмету и детям, желание передать свои знания подрастающему поколению. Если вам интересна история и при этом вы жаждите передать свои знания детям, вы станете отличным учителем. Эта профессия всегда остается востребованной, поэтому с трудоустройством не должно возникнуть проблем. А... Читать далее

Плюсы:максимальная польза обществу,не солдат, не политик,а школьный учитель.

Минусы:оплата не очень,и +историю переписали каждый под себя,не понятно где правда а где ложь.