Межнациональные конфликты в СССР 1960-1970-х годов в стиле того, что было в 1990-е, просто невозможно было себе представить. Дело обстояло так не только потому, что пропаганда ненависти по национальным основаниям сама по себе уже образовывала состав уголовного преступления, но и, главным образом, по причинам культурного свойства. Говоря об условиях советского общества 1960-х-1970-х годов, нужно выделить один важнейший парадокс, необходимый для понимания ситуации упомянутого времени. Средний гражданин СССР ездил по миру кратно меньше, но читал кратно больше среднего гражданина современной РФ. Вследствие этого он обладал более широким кругозором и большим опытом в восприятии других культур. Страницы для выступлений писателей и деятелей культуры всех республик Союза систематически предоставлял чрезвычайно популярный и солидный еженедельник "Литературная газета" - орган Союза писателей СССР и журнал "Новый мир". Проблемам литератур народов большого государства специально посвящался отдельный еже месячник - журнал "Дружба народов".
Такое выражение использовал официальный язык советского времени. Сейчас при ответе на данный вопрос целесообразно использовать понятие "межнациональное доверие". Уровень межнационального доверия в частных контактах между людьми, как и всегда бывает в этом мире, зависит от уровня развития участников такого частного контакта. Скажем больше, советское общество прививало своим гражданам навыки естественного пребывания в многонациональном окружении, а такое пребывание всегда каким-либо образом развивает личность. Советское общество 1960-х-1970-х годов отличал уровень массового образования, более высокий, чем в сегодняшней РФ и государствах постсоветского пространства, а также в мире, что сейчас признается почти всеми, и, следовательно, уровень межнационального доверия был выше. Доказательством этого может служить цифра в 70 млн людей, рожденных на территории Советского Союза в межнациональных браках. В СССР не надо было насаждать так называемую толерантность, в силу исторических причин востребованную в европейских странах. Еще и еще раз повторим здесь, что такое положение истекало из образа жизни государства, а также успешной и систематической пропаганды достижений культуры всех народов огромной страны. Большой сегмент эфирного времени на радио уделялся литературно-драматическому вещанию, львиная доля которого принадлежала произведениям русской классики, как и классики всех остальных народов СССР. То же самое было и в вечернем телевизионном эфире. Декады литературы и культуры союзных и автономных республик расширяли читательскую аудиторию и аудиторию тех кто был открыт к восприятию разных культур. Можно напомнить, например, что имена Нодара Думбадзе, Фазиля Искандера и Расула Гамзатова тогда пользовались всесоюзной известностью и интересом. Их книги выходили тиражами в 40 или 60 тысяч экземпляров.
Вполне осязаемым результатом этого была единодушная помощь со стороны всей огромной страны во время землетрясений в Ташкенте 1966 года. Последним подобным случаем был всесоюзный сбор средств в 1988 году во время землетрясения в Спитаке.
Конечно, общество этого периода советской эры имело систему регулировок, джентельменских соглашений и иногда запретов. Проявления ксенофобии тогда считались крайне дурным тоном. В любой компании, хоть сколько-нибудь претендующей на интеллигентность, были недопустимы вульгарные анекдоты на национальную тему
Советское общество 1960-1970-х годов исходило из гуманистической идеи воспитания интереса граждан к другим культурам. Символом межнационального доверия в СССР 1960-1970-х годов стала фигура А. С. Пушкина. Дружба народов была тем ярким явлением истории России, которое необходимо учитывать.