Вообще, конечно, политические изменения даже близко не были целью этих реформ, получивших название косыгинских. Безусловно на первое место ставилась задача повышения производительности труда. Однако важно учесть один момент, который мог бы сыграть свою роль, если бы реформы реализовались именно так, как задумывались (другое дело, что шансов для этого практически не было, поскольку они изначально исходили из неверных оснований). За десять лет до этих реформ было издано Постановление Совмина СССР от 04.05.1955 № 861 "Об изменении порядка государственного планирования и финансирования хозяйства союзных республик", которое переводило производственные мощности из союзного подчинения в республиканские. Согласно ему
планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями республиканских министерств, ведомств и промысловой кооперации, утверждаются Советами Министров союзных республик.
И при этом
Обязать Госплан СССР предусматривать в государственном плане снабжения народного хозяйства СССР выделение Советам Министров союзных республик сырья, материалов, топлива и оборудования, исходя из устанавливаемых ими планов производства промышленной продукции, с учетом количества сырья, материалов, топлива и оборудования, вырабатываемых предприятиями республиканских министерств, ведомств и промысловой кооперации.
Это означало, что именно республиканское руководство получало возможности ставить план предприятиям как по производству, так и по сбыту. Если бы косыгинские реформы реально привели к долгосрочному росту производительности труда, то республиканские элиты получили бы в свои руки мощный экономический инструмент для реализации политических амбиций. В этом случае уже в середине 1970-х годов могли бы начаться центробежные процессы в СССР. Однако к тому времени не было бы таких серьезных проблем в экономике и столь глубокого кризиса в идеологии, как 10-15 лет спустя. Поэтому вполне возможно, что СССР бы пошел по пути превращения в конфедерацию при сохранении общего политико-экономического пространства, но с высокой автономией в республиках. Получилось бы что-то вроде ЕС. Возможно бы выросла роль советов, в которых важную роль играли бы руководители предприятий.