Манихейство изначально формировалось на основе нескольких религий спасения: христианства, зороастризма и буддизма, с привнесением в него серьезной примеси идей гностицизма (кроме того были элементы иудаизма, митраизма и других религий и верований). То есть с самого начала в рамках манихейства давались ответы на вопросы о смысле жизни и посмертном существовании, способные удовлетворить как потребности широких масс, так и образованных людей. При этом в упрощенном варианте доктрина манихейства очень понятна: есть силы света, есть силы тьмы, между ними идет постоянная борьба и дело каждого человека принять в ней участие на правильной стороне. При этом материальный мир провозглашался продуктом темных сил, а мир духовный - светлых. Это позволило объяснить людям, почему в мире так много зла, если Бог считается благим и всемогущим. Плюс в манихействе очень быстро сложилась определенная иерархия, в рамках которой нашло свое место учение о перерождении: если высшие посвященные после смерти попадали в страну Света сразу, то низшим для этого требовалось несколько перерождений, что дарило надежду простым людям все же обрести спасение. Все вместе это и позволило манихейству привлечь очень много сторонников - каждый находил в нем что-то свое, близкое и понятное, удовлетворяющее потребности как мало-, так и высокообразованных слоев. Но как раз этот синкретизм привел к тому, что для носителей и христианства, и зороастризма, а позже и ислама манихеи были еретиками (только с буддизмом такого не было, но это потому, что в рамках буддизма в принципе очень много течений). Потому-то манихейство и называют не мировой религией, а мировой ересью. Хотя вообще-то можно считать и полноценной мировой религией.