Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Историк-аспирант, лектор, специалист по Допетровской России https://vk.com/com_pour_his  · 30 нояб 2022

Софья Палеолог: византийская принцесса без византийского наследия

В двенадцатый день ноября 1472 г. племянница последнего византийского императора Софья стала женой великого князя Ивана III. Считается, что именно в его правление Россия становится суверенной державой, удаляясь от эпохи раздробленности и подчинения Орде. Однако какую роль во внутренней и внешней политике князя сыграла его новая жена? Давайте разбираться. 
Стереотип о Софье, как наивлиятельнейшей фигуре своего времени закрепился в нашей исторической науке, благодаря дореволюционным классикам. Ещё начиная с М.М. Щербатова можно было услышать, что Софья стала причиной свержения монгольского владычества, превращения России в единую державу и выхода страны из международной изоляции. Первые заблуждения в этой сфере начали развенчивать ещё до 1917 г., но масштаб их проникновения оказался слишком широк. Из-за чего даже сейчас распространено мнение, что Софья принесла в Россию реальные права на византийский престол или царский титул.
Кстати о правах на византийский престол, которые якобы перешли к Ивану III через брак с Софьей. Здесь беда в том, что Софья была лишь третьим по счету ребенком Фомы Палеолога. А про двух ее старших братьев - Андрея и Мануила, которые и обладали титулярными правами на Византию, нередко забывают. Да, в истории империи женщины на троне имели место быть, однако в XV веке формальный титул "василевса" в Европе признавали только за Андреем. 
Средний брат Софьи - Мануил - в 1477 г. уехал из Рима в Стамбул, принял ислам и перестаёт представлять для нас интерес. А вот старший - Андрей - оставил свой след в Европе, активно продавая свой титул различным правителям Европы в попытке разжиться деньгами. Достоверно известно, что он передавал свой титул трижды:
1. Испанскому графу Осорно Педро Манрику в 1483 году. 
2. Французскому королю Карлу VIII в 1494 году. 
3. Испанскому королю Фердинанду II, которому титул перешел по завещанию Андрея после его смерти в 1502 году. 
И пусть высказываются мнения, что Андрей продал этот титул и самому Ивану III, когда посещал Москву (дважды), никаких подтверждений этому не было найдено. Да и в титулатуре это никак не отразилось. 
 Что же касается самой идеи византийского наследия, то ни Ивана III, ни его наследников оно не интересовало. Они занимались более насущными и важными вещами - "собирали" земли бывшего Древнерусского государства под своей рукой. И все политические амбиции великих князей Московских, а позже и царей, крутились именно вокруг этой темы.
Примерно та же ситуация обстоит и с царским титулом, мысль об обладании которым вроде как была принесена Софьей из Византии в Россию. Ни Иван III, ни его сын царями не венчались и даже не планировали, пусть в дипломатической практике царский титул и появляется в переписке с некоторыми европейскими странами - в основном с городами Ливонии, Данией и Швецией. И кстати, именование Василия III "кайзером" в одной из грамот императора СРИ не считается - это был обман, чтобы набрать классы. 
И даже когда Иван IV венчается на царство в 1547 г., Софья и её образ никакой роли в политической идеологии России не играют. Казалось бы, родственница последнего византийского императора должна стать одним из тех нерушимых доводов, что подтверждают права Ивана Васильевича на обладание новым титулом. Вот же оно, кровное наследие и прямая преемственность. Но нет. В полемике с Польшей куда больше внимания уделялось Владимиру Мономаху и легендарному сюжету о получении им царского титула из Византии, чем реальной ромейский принцессе. Однако тут свою роль играли ограничения традиции, когда удаленность образа власти в прошлое делало его более значимым, ценным и "правдивым". Так что Софья не виновата. 
"Сыграла" свою роль Софья и выступлении Ивана III против хана Большой Орды Ахмата. И если говорить о свержении монгольского владычества, то образ византийской принцессы часто связывается с привнесением в Россию "царственного достоинства", величия и чести, которые несовместимы с подчинением иноземному "поганому" правителю. 
Мысль, конечно, интересная. Однако неясно, откуда Софье, прожившей всю свою юность на довольно скромную папскую пенсию, знать как выглядит это самое "царское достоинство". Да и Византия в последние десятилетия своего существования вполне послушно платила дань османскому султану. Что, недостаточно чести было что ли? Несостыковочка. 
Ещё во время сбора информации я с удивлением обнаружил, что по сети до сих пор ходит байка о проникновенной речи Софьи в 1480 г. Мол, именно жена убедила Ивана III выйти на Угру и не прогибаться под Ахмата. 
Эту историю в свое время ввёл в оборот историк В.Н. Татищев с опорой на свои довольно спорные "известия". Однако источники тех лет ничего об участии Софьи в "совещании" Ивана перед походом не говорят. Наоборот – все доступные  памятники утверждают, что Софья отъехала из Москвы в Белоозеро – подальше от региона военных действий, за что её и осуждают. 
К тому же решение Ивана III выступить против Ахмата в 1480 г. не было уникальным само по себе. Все же регулярную дань Москва по летописным свидетельствам перестала выплачивать еще за восемь лет до этого – в 1472 г. Хан тогда даже устроил карательный поход на Алексин за неповиновение, однако ушел ни с чем. 
Решение, которое принимал Иван III в 1480 г., было связано вовсе не с возвращением под руку Большой Орды, но со способом решении конкретной задачи: от Ахмата можно было откупиться, а можно было его отогнать. В окружении великого князя были сторонники как первого, так и второго подходов, однако радетели "силового" ответа все же победили. Среди них были небезызвестный архиепископ Ростовский Вассиан – автор "Послания на Угру", а также старший сын князя – Иван Молодой, который со своими войсками отказался отходить с южных рубежей и настаивал на открытом сражении с Ахматом. 
Что до двуглавого орла, то его "открытие" для России - тоже не заслуга Софьи. В отечественной историографии существуют разные мнения на этот счёт. Учёные связывают появление двуглавого орла на Руси с Ордой, Священной Римской и даже Латинской империями. Однако "византийский" вариант остаётся самым популярным из-за своего символического и смыслового содержания. 
И даже если не брать в расчёт единичные появления орла на Руси в XIV и первой половине XV века, первое систематическое его помещение на монеты произошло вовсе не в Москве, а в Твери. И на монетах князя Михаила Борисовича (1461-1485) орёл появился куда раньше, чем на гербовой печати Ивана III (1490-е). Тем более, что в Москве в те времена куда большей популярностью пользовался образ всадника с копьем. 
То, что Иван III начал проводить активные изменения в политическом оформлении своего статуса - это верно. Приставка "всея Руси" к княжескому титулу, двуглавый орел, новые церемонии и придворные чины. Однако углядеть здесь прямое влияние Софьи довольно сложно. И для самого Ивана III поворотной вехой была скорее победа над Ахматом, чем брак с византийской принцессой. 
Может показаться, что роль Софьи Палеолог при дворе московского князя была чисто декоративной. Однако это не так. 
Сложно отрицать роль Софьи как провозвестницы "греческой" и "итальянской" моды при дворе Ивана III. Да и общее отношение к ней великого князя указывает на то, что "сдумать" какие-то дела тот мог не только с боярами, но и с Софьей. И пусть из княгини не выходит злой "колдуньи-гречанки", как писал А.М. Курский, зато влияние при дворе она имела. 
Более того, не забывать учитывать, что в придворной борьбе конца XV века именно Софья смогла победить свою соперницу Елену Волошанку и усадить на московский стол своего сына – Василия III, пусть и пост-фактум. Что это, как не свидетельство особого таланта, который очень легко преувеличить, но сложно отрицать.
Литература:
  1. Савва В.И. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. М., 2012.
  2. Матасова Т.А. ЖЗЛ: Софья Палеолог. М, 2016.
  3. Хорошкевич А.Л. Россия в системе международных отношений середины XVI века. М., 2003.
Исторический лекторий и авторский блогПерейти на vk.com/com_pour_his
Личность без  надрыва  следует за событиями.
Не готов согласиться с некоторыми аргументами. Во-первых, принятие ислама Мануилом - предположение, никакими документами не подтвержденное. Да, добровольно переселился к султану, жил при его дворе. Но принятие ислама - ни "за", на "против" достоверных свидетельств, насколько я знаю, нет. Во-вторых, Константинополь стал Стамбулом только в ходе государственных реформ Ататюрка, в 1930 году. Это, разумеется, мелочь, но, как говорил мой ВУЗовский преподаватель истории: "История - точная наука". Теперь о вещах более серьезных. Приписывать Софье особую мудрость - это натяжка, даже фантазия. Интриганка - да. Причем на этот счет сам Иван III, судя по всему, иллюзий не питал. Есть сведения, что он подозревал участие Софьи в смерти своего сына Ивана Молодого. Документальных свидетельств этому заговору, разумеется нет, но выгода от смерти последнего для Софьи и ее сына очевидна. Затем последовал заговор Василия Гусева с целью убийства княжича Дмитрия, сына Ивана Молодого. Участие в нем Софьи и Василия также недоказуемо,  да и само существование заговора вызывает массу споров, но и тут выгода Софьи не вызывает сомнений. Косвенным свидетельством наличия таких подозрений можно считать скоро последовавшую опалу Софьи с сыном и венчание "на царство" внука Дмитрия в 1498 году по византийскому обряду. Да, разумеется "злая колдунья-гречанка" согласно КурБскому, не вырисовывается, но и повода превозносить личность Софьи лично я не усматриваю. Сдается, что ни Иван III, ни папский престол ожидаемого от этого брака не получили. Хотя статус Ивана III, безусловно, стал выше, нежели прежде. Как в свое время князь Юрий Данилович, женившись на Кончаке, сестре хана Узбека, природной чингизидке, получил статус близкого родственника, хотя и не ровни, ханам-чингизидам, так и Иван III, породнившись с византийской царствующей династией, приобрел особое положение. В дипломатической переписке он, а затем и Василий III иногда именуются титулом "кесарь". Папа в своих расчетах на унию Москвы с католичеством просчитался: не на ту "лошадь" поставил. Ну, разумеется в выигрыше оказалась сама Софья: вместо прихлебательницы около папского престола стала великой княгиней.
Ага, русские люди до Софьи прям не знали что такое честь и достоинство. Да и с игом этим та ещë тëмная история. Софью в народе не просто так прозвали "колдовка", если она и сыграла роль в русской истории, то роковую. По еë почину были убиты лучшие люди отечества во главе с царевичем Дмитрием, привнесены обычаи падшей Византии и отстаивались интересы латинян. По-сути в 1505-м году произошло что-то вроде революции, после которой достойнейшие люди старой элиты и их потомки преследовались ещë очень долго, на протяжении правления патриарха Никона в том числе. А вообще русские князья всегда сторонились связей с Византией и очень еë недолюбливали.   
@Alex ASANA A, «привнесены обычаи падшей Византии и отстаивались интересы латинян.» поэтому Москва третий Рим.