Традиция встречи Нового года зимой установилась в Российской империи указом Петра I с 1 января 1700 г. До этого времени новый год на Руси отмечался 1 сентября (а были еще и мартовские встречи нового года) и летосчисление было по византийскому образцу – от сотворения мира. А с 1700 г. в России приняли христианский календарь, правда по юлианскому стилю, что обуславливало ее отставание от Европы на соответствующее количество дней (в 18 веке – на 11 дней1, в 19 веке – на 12 и в 20 веке – на 13 дней).
Именно Петр и стал инициатором нового церемониала, а Петербург – законодателем праздничной моды. Но празднование Нового года сложно отделить от Рождества, которое было одним из самых главных христианских праздников. Да и дата наступления нового года выпадала на рождественские святки, что позволило горожанам принять этот праздник (в отличие от крестьян, которые продолжали считать Новым годом 1 сентября). При Петре город должен быть украшен еловыми ветками, а в Новый год давали залпы из пушек. Культура праздника «насаждалась» императором «сверху». И обязательной стала божественная литургия 1 января, на которую вплоть до революции обязательно отправлялась семья императора.
Однако в 18 веке новогодние гуляния были весьма скромными. При Екатерине II Новый год отмечался императрицей литургией, приемом в Зимнем дворце и маскарадом. К 19 веку палить из пушек перестали.
Но наряжать елки стали все-таки уже в 19 веке, и то, в первую очередь к Рождеству (традицию в Россию из Германии завела супруга Николая I Александра Федоровна).
Однако, для русских елочная традиция связывалась все-таки с Рождеством, тогда как в западных губерниях, особенно в местах проживания немцев, елка стала уже символом Нового года.
Собственно, и для царской семьи празднование Нового года было менее значимым событием, чем Рождество. Оставалась наряженная елка, была обязательная литургия (с 18 века традиция не менялась), были официальные приемы или балы, но это в меньшей степени было связано с современной традицией празднования Нового года в России.
Очень сложно в этот период отделить празднование Рождества и Нового года. Поэтому литература касается обоих праздников, и в основном общепринятым традициям в стране, а не только в царской семье: