Событие, о котором мы сейчас говорим, произошло в начале нашей эры, и, казалось бы, мы имеем только одного непосредственного свидетеля – источника информации об этом крупнейшем извержении Плиния младшего. Но это тот самый случай, когда наши представления и знания расширяются по мере использования последних достижений науки и техники.
Что нам известно? В 13:00 24 августа 79 г. нашей эры началось пробуждение Везувия. По данным вулканологов, в тот день Везувий выпустил в 100 000 раз больше тепловой энергии, чем атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки. Это было не первое извержение Везувия. В 62 году он показал жителям окружавших его селений свои возможности, но, увы, урок не был извлечен.
Когда-то маленькая деревушка Помпеи и позже Геркуланум к тому времени уже были престижными местами для отдыха римской знати, как действующей, так и ушедшей на покой. Статус жителей подкреплял некоторую их оппозиционность Риму, о чём пишут исследователи. Количество погибших в Помпеях оценивается довольно условно. Чаще говорят о цифрах: от 15 000 до 20 000 человек. Но были еще и другие города. Практически нет сведений о количестве уцелевших, известно только, что многие из тех, кто успел покинуть город, добрались до Неаполя. О том, что их было немало, говорят результаты исследования современными археологами надгробных надписей. По трагическому стечению обстоятельств накануне извержения римские граждане отмечали религиозный праздник в честь бога разрушительного и очищающего огня Вулкана, что могло привести к тому, что в городах было больше людей, чем обычно.
В Риме узнали о событиях вокруг Везувия в течении нескольких часов. Этому способствовали первая римская почтовая служба, созданная императором Августом, а также система официального оповещения о крупных событиях, для которой использовали специально установленные стенды по всему городу: Acta Diurna, «Ежедневные хроники». Первой вполне ожидаемой реакцией стало неверие в случившейся: не могли боги разгневаться на такое большое количество римских граждан. Затем римское общество погрузилось в траур, который продолжался несколько месяцев. Изображения фигур на старинных римских саркофагах показывают, что они в период траура одевались в длинные одежды, покрытые пеплом и грязью. Они оплакивали не только гибель родственников и знакомых, но и потерю имущества, и даже возможность отдыха в данном регионе.
Но власть заняла гораздо более деятельную позицию, что соответствовало представлениям об ответственности императора за судьбу своих граждан. В этот период трон занимал император Тит (урождённый Тит Флавий Веспасиан). К моменту описываемых событий он был уже хорошо известным и любимым народом за красоту, приветливость и образованность политиком. Его провозгласили императором всего лишь за несколько месяцев до трагедии. В соответствии с уже известными моделями поведения, он отправляет на место трагедии комиссию во главе с двумя бывшими сенаторами для оценки масштабов катастрофы. Мало того, он как минимум дважды сам посещает Помпеи. Тит принимает решение о выделении денег из государственной казны на восстановление города и освобождении местных жителей от налогов на 5 лет. А также разрешает людям, пережившим извержение, использовать имущество погибших в случае отсутствия у них наследников.
Даже через 100 лет люди называли императора Тита «заботливый», но современные следователи решительно ищут скрытые смыслы его поступков, и, конечно, находят. Кто-то пишет о том, что Тит хотел завоевать популярность народа. А другие, обращая внимание на упадок религиозной и нравственной жизни в Риме того времени, считают, что Тит пытается укрепить свою роль в верховного религиозного лидера.
Как оказалось, возродиться ни Помпеям, ни Геркулануму так и не удалось. Этому совершенно не способствовали обстоятельства, в частности, пожар Рима в 80 г. н.э. Император Тит, который находился в это время с поездкой по местам извержения, вынужден был вернуться и помогать своей столице, которая, по словам историка Светония «горела 3 дня и 3 ночи». Очевидно, что требовались огромные деньги для восстановления «вечного города» и новое строительство. А это в свою очередь, привело к существенному сокращению помощи, которую оказывали пострадавшим районам. Кстати, некоторые исследователи считают, что увиденные разрушения Помпей и Геркуланума натолкнули императора Титуса устроить пожар Рима, чтобы создать «свой» город. На деле же всё прошло стандартно: в пожаре обвинили иудейскую общину и начали её преследование.