Долго подбирался к этому вопросу, посмотрел существующие исследования по советскому менталитету (а их, кстати, не слишком много, что удивительно с учетом того, как любят это понятие использовать). И тут еще надо учитывать, что существовала серьезная пропасть между декларируемыми чертами советской ментальности, и теми, которые существовали в реальности. Можно выделить два периода, обладающие определенными особенностями.
- 1920-1940-е годы. В это время в новоформирующийся советский менталитет входят элементы дореволюционного. Как пишет И.П. Дерман: "Было издано огромное количество литературы, в которой описывался идеал нового человека и перечислялись его качества: любовь к коммунизму и готовность бороться за него, революционный дух, активность и желание участвовать в изменениях, дисциплинированность, эрудиция, технические способности и дух коллективизма. Однако в описании такого рода была характерная особенность: оторванность описанного идеала от действительности. Он был скорее отражением этой культуры, шаблоном, красивой наклейкой, но не реальным человеком, имеющим собственную душу и психику". В реальности же "«продукт» советской политики характеризовался такими чертами, как безразличие к результатам своего труда и отсутствие инициативы, равнодушие к общей собственности и осуществлению мелких краж на рабочем месте как для личного использования, так и для получения прибыли, пассивное принятие всего, что власть возлагает на них, и избежание какой-либо индивидуальной ответственности". А Ш. Фицпатрик добавляет, что очень длительное время у колхозников сохранялся «крепостной» менталитет. И что именно нескончаемый поток крестьян-мигрантов принес с собой в город их привычку работать спустя рукава и презрение к понятию государственной (общественной) собственности. Также можно выделить сохранение определенной религиозности, при смене содержания культа (для религиозности в России хорошо подходит термин "бытовое исповедничество", когда вера входит в быт, но при этом отсутствует глубокое понимание религиозных доктрин). Социализм воспринимается большинством населения на религиозном уровне, причем это поощряется государством, создающим "атеистическую религиозную обрядность" (культ революционеров, "красные уголки", демонстрации=крестные ходы и так далее). Только к концу этого периода начинает формироваться поколение людей, рожденных после революции, воспитание которого шло уже в духе "строителя коммунизма".
- 1950-1980-е годы. Несмотря на провозглашенное создание бесклассового общества, в СССР сложилась определенная социальная структура, основанная на неравенстве. М. Безнин и Т. Димони говорят о 5-членной его структуре (классы протобуржуазии, менеджеров, интеллектуалов, рабочей аристократии, пролетариата). В результате началось "обуржиазивание" население и формирование некоторых новых черт менталитета (при этом очень многое и сохранялось). Частью менталитета советского человека становится предпринимательская жилка, однако из-за определенных ограничений, накладываемых государством, проявляется она в основном в "серой" сфере экономики. Причем изначально эта черта вырастала из социалистического соревнования, но постепенно происходил определенный разрыв между трудом и получаемым результатом. Это наложилось на сформировавшееся в предыдущем периоде презрение к общественной собственности, из-за чего формируется такая черта менталитета как стремление присвоить себе часть общественного, причем незаконным путем. В целом это хорошо отражено в поговорке, которая появилась еще в дореволюционной России, но была актуальна и в советский период: "От трудов праведных не наживешь палат каменных".
Кроме того, общими для всех периодов существования советского менталитета является закононебрежение (пришедшее из дореволюционной России). Собственно "социалистическая законность" имела очень слабое отношение к идеям права, поскольку считалось, что ради блага государства допустимо нарушать права как отдельных личностей, так и целых социальных групп (вплоть до всего населения страны). Также частью ментальности был культ государства и даже в определенном смысле "вождизм". Очень интересный вопрос с коллективизмом, поскольку тут мы имеем дело с серьезным противоречием между декларируемым и реальным, что идет еще с дореволюционного времени. С одной стороны идея коллективизма всячески демонстрируется, но с другой - при отсутствии внешнего давления коллективизм мгновенно сменяется гипериндивидуализмом (что особо хорошо проявилось в годы Гражданской войны, НЭПа и Перестройки).
Что же касается менталитета молодого поколения россиян, то тут еще недостаточно данных, очень мало специальных исследований (есть еще такая категория, как "постсоветский человек" - это те, кто родились еще в СССР, но живут сейчас - их менталитет во многом схож с советским). Если судить по соцопросам молодежи, то основными ценностями для нее является семья, здоровье, независимость, деньги. Однако тут надо учитывать, что во все эти понятия респонденты могли вкладывать собственное понимание, не совпадающее с тем, что думали составители анкет и опросов.