Если говорить о конце XVIII века, то система образования в России только начала формироваться. Первые попытки привести все в стройную систему предпринимались еще при Елизавете Петровне, которая видела такую линейку: уездные школы-губернские гимназии-университеты в крупных городах. Однако дальше благих пожеланий дело не пошло. Уже при Екатерине II этим вопросом занялись более серьезно, но не сразу. Сначала Екатерина озаботилась женским образованием в Петербурге: в 1764 году были открыты Воспитательное общество благородных девиц и Смольный институт благородных девиц. Кроме женского образования она озаботилась и созданием специальных учебных заведений для отдельных категорий населения: Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей, Училища для мальчиков при Академии художеств, Училища для мальчиков при Академии наук, был создан новый устав Сухопутного кадетского корпуса. Чуть позже открылись Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом.
Создание именно системы образовательных учреждений было начато только в 1782 году, когда была учреждена Комиссия по учреждению народных училищ. В результате ее работы в 1786 году был принят "Устав народным училищам", согласно которому вводились два типа училищ: Малые (2 года обучения, создавались в уездных городах, были направлены на формирование первичной грамотности) и Главные (5 лет обучения, создавались в крупных городах, расширяли количество предметов). Во всех них вводилась классно-урочная система, запрещались телесные наказания. Кроме того, для подготовки педагогических кадров создавалась учительская семинария. Однако не было предусмотрено школ для крестьян, в сложившуюся систему не были вписаны существовавшие к тому времени гимназии и университет. Так что создать полноценную, всеобъемлющую систему образования тогда не получилось.