Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Откуда пошла традиция королевских придворных шутов?

Имела ли она особый символический смысл? Из чего родилось данное явление?

ИсторияКороль и шут
Анонимный вопрос
История
  · 8,9 K
Культурный антрополог, журналист, куратор в проекте МЕТОД.  · 23 мар 2021  · method.place

Шут – это трикстер, нарушитель правил и авантюрист, который разыгрывает людей и попадает в трудные ситуации. Архетип корнями уходит в мифологию: из известных примеров на ум приходят скандинавский бог Локи и древнегреческий Гермес.

Классический образ шута в разноцветном костюме, колпаке с бубенчиками и с жезлом с наконечником в виде шутовской головы (маротом) появился в Средневековье в XV-XVI веке. Именно таких придворных дураков мы видим в миниатюре, скульптуре и живописи тех времен.

Le_Bal_des_Ardents.jpg

Танец «диких людей». Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. 1470–1472 годы

Яркая одежда шутов должна была всячески подчеркивать их необычность, а ведь цветные одеяния в ту эпоху были редкостью. Цветную одежду иногда носили поневоле, и она не была признаком хорошей репутации – зеленые колпаки в средневековой Европе надевали на должников, купцов или банкиров, уличенных в злостном банкротстве, а желтые знаки отличия в Англии и Франции того времени должны были носить преследуемые евреи. Становясь шутом, человек выходил за рамки общественных устоев. Большинство тех, кто выбрал такой образ жизни, были гонимыми и преследуемыми властью: шутам запрещали появляться в пределах городских стен, их лишали прав, могли безнаказанно избить или даже убить.

  • Но условия тех, кому удавалось оказаться при королевским дворе, все же отличались. Да, их профессия все также оставалась сложной и опасной, их могли побить, если шутка была не смешной или заходила слишком далеко, но при этом у них была невиданная для Средних веков свобода.

Шуты при правителях выполняли сразу несколько функций. Во-первых, развлекали самих монархов и их близких во времена, когда у людей был весьма ограниченный набор развлечений. Кроме того, шуты бывали доверенными лицами королей, их советниками, "записными книжками", секретарями, тайными посланниками и даже телохранителями.

12.jpg

В средневековой Европе по понятным причинам вельможи не могли открыто критиковать короля, а правитель не всегда мог позволить себе критику влиятельных лиц. Правила этикета предписывали каждому вести себя и говорить определенным образом. И только шуту было можно все (пусть и в завуалированной форме). Через кривляния и болтовню шутов представители средневековой элиты доводили до сведения друг друга и короля свои претензии, критику, жалобы или особо рискованные предложения и идеи.

Augustinus_-La-Cite-de-Dieu-Paris-1475-1480.jpg

Augustinus, La Cite de Dieu, Paris, 1475-1480

Не стоит забывать и о сакральном аспекте шутовства. Ритуальный смех и карнавальная атмосфера использовались как защита от земных пороков, как издевка над смертью. Согласно концепции Бахтина, которую он раскрыл в своей книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса», смех на время освобождал человека от обыденной, тяжкой жизни и власти общественных институтов. По его мнению, разнообразные смеховые формы порой выходили на первый план, приобретали господствующее положение: тогда наступало состояние свободы, равенства, исчезали социальные дистанции. Самые серьезные и не подлежащие в обыденной жизни сомнению истины подвергались осмеянию и профанации.

208056.webp

Карнавальная сцена: два танцующих шута. Питер Брейгель Старший

Говоря о персоналиях, стоит сказать пару слов о самом известном придворном шуте, приближенном к королям Людовику XII и Франциску I – Трибуле. Он был знаменит чрезвычайно вольным поведением по отношению к придворным, а также ценными советами, которые давал правителям. Трибуле оставил след в литературе (мы знаем его по роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и по пьесе Виктора Гюго «Король забавляется») и в классической музыке. Пользуясь благосклонностью короля, шут даже позволял себе безнаказанно обижать знатных дворян, но обижать самого Трибуле означало навлечь на себя гнев монарха.

Придворные шуты как форма досуга исчезли в XVII-XVIII веке с наступлением эпохи Просвещения, уступив место более высоким формам развлечений – театру, танцу и литературе.

Дмитрий Комаров Культурный антрополог, журналист, куратор в проекте МЕТОД.Перейти на facebook.com/methodplace
1 эксперт согласен
Профессиональный литератор  · 23 мар 2021
Философски - из эстетической потребности человека. Эстетическая потребность - это часть человеческого разума. И потому данное явление должно было появиться. Если рассматривать феномен "(королевского) шута" с точки зрения современного шоу- и медиа-бизнеса, он совмещал в себе качества 1. Актера (стенд-ап комика) 2. Танцора 3. Музыканта 4. Писателя (сочинителя анекдотов). Н... Читать далее
Знаю историю. Отвечу почти на любой вопрос, . Балуюсь репетиторством. Переходите . Подписы...  · 23 мар 2021

Есть такой исследователь М.М Бахтин, им была проведена огромная работа по разбору данного вопроса, можете почитать его работу, там даны ответы на истоки такого явления. Ну а если серьезно, скоморошничение , и вообще смеховая культура свойственна человеческой природе, по крайне мере европейской его части