Позволю себе сразу же прервать полёт мысли: Британский флот имел большое значение в борьбе с Германией, особенно на начальном этапе Второй Мировой войны. Сложности заключались в двух моментах:
Германия - не единственный противник в период ВМВ
Перед флотами Германии и Англии стояли принципиально разные задачи.
Во-первых, Британия в первой половине XX века - это уже не Британия времён Трафальгара или Киберона. Вследствие Первой Мировой войны Британская империя превратилась из державы-кредитора в круглого должника - прежде всего по отношению к Соединённым Штатам. США обогатились - Британия понесла чудовищные потери. В этой связи уже не могло идти и речи о поддержании т. н. "Стандарта двух держав". Напомню: "стандарт двух держав" - программа британского кораблестроения, по которой на один капитальный (сиречь линейный) корабль второй самой сильной морской державы, Британия должна строить два таких же корабля. После Первой Мировой это стало практически нереально, хотя британцы какое-то время еще хорохорились.
Вспомним знаменитую Вашингтонскую конференцию по ограничению морских вооружений. США формально признали британский флот равноправным себе (установлены пропорции линейных флотов 5:5:3:1,75:1.,75 для США, Великобритании, Японии, Франции и Италии соответственно), но при этом американцы совершенно точно знали, что у британцев просто не хватит денег поддерживать его даже на таком уровне. Так что можете хоть образрешаться =)
Вашингтонская конференция 1921-1922 годов.
Во-вторых, Великобритания - это самая крупная крупная империя из когда-либо созданных человеком, так на секундочку. И неважно, идет ли речь о её доминионах или о землях, подчинявшихся короне напрямую. Факт в том, что общую протяженность морских коммуникаций Британии можно несколько раз намотать на глобус. Вспоминаем моего любимого адмирала и морского теоретика Альферда Тайера Мэхэна, автора книги "Влияние морской силы на историю", который справедливо указывал, что самой главной задачей военно-морского флота, из которой уже должны проистекать все остальные, является защита своего торгового судоходства и морских коммуникаций. Именно поэтому британцы вынуждены были распылить свой флот по всем своим колониям - а фактически по всему земному шару.
Германия же не только была лишена всех своих колоний после ПМВ, а в принципе не могла по условиям Версальского мира иметь флота (вернее, флота больше, чем несколько броненосцев для ведения береговой обороны). Фактически, немцам пришлось восстанавливать свой флот если не совсем с нуля, то с каких-то совершенно аутсайдерских позиций: тайно, полутайно и только после англо-немецкого морского договора 1936 года в открытую. Но даже после этого договора, разрешившего немцам иметь флот общим тоннажем 35% от британского, немцы до начала войны не смогли довести его даже до такого соотношения.
Более того, немцы изначально вообще не предполагали, что им придется в ближайшей перспективе воевать с Британией. Гитлер как мог старался избежать такого варианта развития событий. Он помнил Первую Мировую, помнил, к чему привели попытки соперничать с британцами в мощи линейного флота, а потому старался британцев лишний раз не злить своими военно-морскими излишествами.
Даже спроектированные два линкора типа Bismarck изначально готовились воевать не с британцами, а с французами. Они были построены скорее в ответ на французские быстроходные линкоры Dunkerque и Strasbourg. Но уже после вступления в войну и Англии тоже, немцам пришлось вернуться к хорошо известной им тактике рейдерства. Опять же потому, что ни о каких открытых генеральных сражениях с Королевским флотом не могло идти и речи.
В-третьих, Германия не просто не была единственным противником: она не была в том числе и сильнейшим морским противником. К примеру, на Средиземном море правил бал Regia Marina - Итальянский Королевский флот, небезуспешно обеспечивавший колониальные интересы своей державы. Итальянцы, возможно, не самые лучшие моряки в условиях XX столетия, но корабли они строили очень неплохие. Достаточно вспомнить их, в общем-то, знаменитые линкоры типа Littorio, которые в целом были ненамного слабее "Бисмарка" и "Тирпица". Противостоять итальянцам в Средиземноморье должен был Французский флот - тоже крайне серьёзная сила. Но Франция капитулировала, оставив британцев в Средиземноморье в одиночестве. Таким образом, примерно с капитуляции Франции в 1940 до боя у мыса Матапан в 1942 г. итальянцы имели подавляющее превосходство над британскими силами в регионе. Спасло положение только то, что британцы все же моряки чуть получше итальянцев. И в бою у Матапана линкор Warspite, подобравшись на кинжальную дистанцию, огнем своих 380-мм орудий просто в щепки разнес три итальянских тяжелых крейсера, превратив сонных итальянских матросов в морепродукты, а ВМФ Италии парализовав до конца войны.
Итальянский линкор Roma, принадлежавший к серии линкоров Littorio
А кроме Италии была ещё и Японская империя, у которой, как мы помним, был третий по силе флот на планете. С чудовищными линкорами типа Yamato, развитым авианосным флотом и самыми подготовленными пилотами морской авиации тоже на планете. Буквально сразу же после Пёрл-Харбора, японцы развернули массированное наступление и на позиции Британии в АТР, в частности вторглись в Малайзию и захватили Сингапур. И напомню, что именно тогда у побережья Малайзии 11 декабря 1941 года японской палубной авиацией были потоплены линейный крейсер Repulse и линкор Prince of Wales. Это серьезно ослабило и без того скромные силы британцев в регионе, учитывая, что у Союзников действовал принцип "Germany first", то есть европейский театр на первом месте. Одним словом, на какой-то момент японцы просто пинком под зад вышвырнули британцев из Тихого океана, заперев в Индийском и даже угрожая самой Индии и Австралии. Отсюда, к примеру, кровная заинтересованность британцев в том, чтобы новейший французский линкор Richelieu после модернизации в США направился именно на Тихий Океан вместе с британским флотом, что и было сделано.
Германия же - особенно на фоне неудач и потерь своего надводного флота - сделала ставку на оружие, которое было её крайне удачной фишкой еще в Первую Мировую: на подводные лодки. Успех "морских волков" адмирала Дёница на начальном этапе войны был потрясающий. Поставить Британию на колени, конечно, не удалось, но эффект был произведён жуткий. Осложняло положение то, что до определенного момента не было и эффективных средство борьбы с подлодками. А местами - просто опыта.
Как тут не впихнуть Sabaton!?
Ну и наконец, не забывайте про северные конвои. Все-таки, именно на британцев ложились основные задачи по сопровождению грузов, поставляемых в сражающийся Советский Союз. Если мне не изменяет память, то зоной ответственности Королевского Флота было все пространство от Исландии до Белого моря. Это не просто война с немецким флотом: это война с природой в самых жесточайших условиях: чудовищной силы штормы, ледяная вода, обморожения и практически гарантированная смерть в случае потопления корабля. Это даже не история с "Титаником" в Атлантике: тут морская война в условиях почти полярного круга. Если за пару минут человека не достать из воды, дальше можно уже и не пытаться.
Подведем итог: Вторая Мировая, разумеется, не является самой блестящей эпохой Британского Королевского Военно-морского флота. Но и называть его бесполезным, по моему убеждению, точно не стоит. Кстати, у славных парней из команды игры World of Warships есть отличное небольшое видео, которое наглядно демонстрирует соотношение флотов воюющих держав в годы Второй Мировой войны. Рекомендую ознакомиться!
Химик, кристаллограф. Живу в Испании, раньше работал в Корее. · 14 сент 2018
Потому что немцы во время Второй мировой на море не столько воевали, сколько пиратствовали, так что нагибать англичанам было особо некого. Полноценные морские сражения можно посчитать по пальцам. Если смотреть исключительно боевые корабли, то потери в Атлантике 175 у союзников против 830 у Германии.
инженер-конструктор электромеханики. видеоигры, история, моделизм, фотография... · 5 мар 2022
Свои задачи флот Британии выполнял - устранил немецкое судоходство, обеспечивал союзное судоходство, рвал коммуникации на Средиземке, проводил все десанты и т.п.
Только ракетный флот способен воздействовать вглубь территории Германии.
Роль авиации во Вторую Мировую превзошла роль флота, поэтому основные усилия возложили на неё.
Историк, приоритеты - история Франции, Англии и России, Средние Века и Новое Время... · 9 февр 2022
Основные военные действия во время Второй мировой войны вели на суше. Гитлер ещё в "Майн Кампфе" "выбрал" основной театр военных действий для Германии - континентальный, европейский. Он утверждал, что обзаводиться колониями за морями / океанами бесперспективно, пока Германия не обладает жизненным пространством в Европе. Более того, Гитлер настаивал на том, что Британия... Читать далее
Автор неправ. Флота Великобритании, США оказали большое влияние на ход войны. Флот же СССР как раз оказал влияние довольно небольшое в силу ряда особенностей.
Об этом я и написал в одном из своих ответов. Если спросить у среднестатистического россиянина о Дюнкерке, Битве за Британию, или о битве при Эль-Алемайне, он пожмет плечами. Он ведь думает, что англичане с американцами вступили в войну с Третьим Рейхом 6 июня 1944 года, когда победа СССР была близка.
История , радиотехника , политика . · 20 сент 2021
Часть объединённой Европы под диктат Германии . Не рассматривал народы Европы как подлежавших уничтожению . Да и вообще многие наработки военные и научные Англии , Франции , США , были доступны Германии . Вермахт не разрушал городов в Европе . Англия и Франция минимально пострадали за период второй мировой . Англия и США больше приобрели и решили своих проблем . Чем... Читать далее
Разность доктрин. Немецкие "волчьи стаи" ставили акцент не на потопление боевых кораблей, а на подрыв линий снабжения. Т.е. на уничтожение транспортных судов. Война в море у немцев велась преимущественно самолетами.
Программист.
Естественные науки, военно-морской флот, экономика и политика. · 2 сент 2020
Ну, как это не имел... Наличие сильного английского флота не позволило Германии совершить вторжение на Британские острова и пресекло действия надводных германских рейдеров.
Чего не смогла Британия — это в одиночку победить в подводной войне в северной Атлантике. Потери в коммерческом тоннаже были колоссальны, дело было на грани морской блокады Британии, однако американс... Читать далее
Учитель истории и обществознания. Методист в Калининградском областном институте развития... · 14 сент 2018
Слава Британии как владычицы морей сформировалась ещё в 19 веке и тогда в Британском морском ведомстве существовало правило - тоннаж британского флота должен быть равен суме тоннажей флотов держав, идущих на втором и третьем месте. Проблема в том, что в к. 19 н. 20 века появились принципиально новые типы кораблей - дредноуты и подлодки, а затем и авианосцы... Читать далее