С предыдущим оратором согласен. Но не могу удержаться и не добавить, что зачастую причины отдельных выступлений, протестов или волнений оказываются продиктованы не столь глубинными причинами, как обычно представляется.
Так например существует интересная версия о реальных причинах студенческих волнений, сделавших новый виток после принятия Университетского устава 1884 г. Не буду умалять значение политических свобод, а также свободы слова и собраний, а просто изложу интересный кейс.
Начиная с 1887, почти ни один год не обходился без студенческих волнений. Из более-менее известных я могу вспомнить выступления как раз 1887 ("Брызгаловский инцидент", 1889 (памяти В.Г. Чернышевского) и 1894 (после похвалы Александра III В.О. Ключевским) гг.
В той или иной форме "протестующие" возвращались к требованиям вернуться к положениям Устава 1863 года, который обеспечивал университетскую автономию, снимал ограничения для поступления, предоставлял свободу преподавания и студенческих корпораций.
"Людоедский" же устав 1884 г. ставил университеты в подчиненное положение: преподаватели должны были быть одобренными, политический движ в университетах карался отчислением, да и полицейский произвол никто не отменял.
Однако самым главным нововведением документа, определившим будущий облик университетов, стало создание зачётной системы оценивания. И начиная с 1884 г. студенты стали обязаны ходить на пары и сдавать зачёты в конце семестров, чтобы не вылететь из университета, что раньше было нормой не очень-то и обязательной. Теперь же, будь добр, отсидеть положенное число лекций и отработать необходимое количество практических занятий, если делаешь быть допущенным к испытанию.
И если для нас сессия - это норма студенческого быта, хоть и не слишком любимая, то для учащегося конца XIX века - худшая форма нарушения его прав и свобод. Полицейский произвол имел место и во времена Александра II, но тогда хотя бы не нужно было сдавать зачёты.