Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Теория «Москва – Третий Рим»: основные положения.?

ИсторияФилософия+2
Анонимный вопрос
  · 4,6 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 9 янв 2022
Давайте пару слов скажем об исторических заблуждениях и ошибках, благо тема подходящая. Разумеется, никакой «государственной идеологии», как часто называют метафору «Москва — Третий Рим», ни во времена старца Филофея (1465-1542), ни позднее, существовать не могло. Сам термин «идеология» (фр. idéologie) появляется в конце XVIII века в качестве обозначения науки об идеях и только во второй половине XIX века приобретает свой текущий смысл — в качестве системы концептуально оформленных политических идей.
В Московском царстве существовала христианская концепция конца света, предполагавшая, что все верующие люди, включая великих князей, а позднее и царей, должны готовиться к Страшному суду. Смысл послания Филофея сводится исключительно к тому, чтобы наставить Великого князя на праведный образ жизни в преддверии Страшного суда. Если угодно, Филофей использует метафору «Третьего Рима», чтобы призвать Василия III избегать соблазнов и пресекать всяческие непотребства среди челяди.
Отдельно стоит отметить, что никакой концептуализации этой идеи не существовало. То есть нет никакого документа, где бы кто-то в XVI-XVIII вв. пытался наполнить ее содержанием. Более того, в процессе превращения Московского царства в светскую монархию, а затем империю, (процесс был долгий) идея «Третьего Рима» утратила популярность.
А затем в период борьбы за турецкое наследие российский империализм XIX века снова поднял идею на щит. Причем теперь речь шла о буквальном наследии Византии, включая некоторые территории Османской империи. Но даже в это время никакой «государственной идеологии Третьего Рима» не существовало. Ультраправые публицисты просто использовали это понятия для обоснования агрессивных действий империи.
Аналогично я бы с большой долей осторожности отнесся к понятию translatio imperii. Разумеется, у нас есть «шапка Мономаха» (неизвестного происхождения), «Повесть о Белом клобуке» (осужденная Большим Московским собором), основание московского патриаршества в 1589 году, некоторые другие исторические артефакты и события, которые можно трактовать, как метафизический переход Византии в Московскую Русь. Но мы не видим, чтобы эти события складывались в целостную политику. Нет самого главного — физической или символической передачи власти, помазания. Зато есть война за наследие другого царя — золотоордынского. И здесь все логично — право на власть можно не только наследовать, но и взять силой. В титуле русских царей никогда не было никаких «византийских» владений, а вот золотоордынские есть: царь Казанский и царь Астраханский.
А Дмитрий-внук не был помазан разве? Я интересуюсь в контексте роли нового собора, конечно. Читал где-то мельком... Читать дальше
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 9 янв 2022  ·
asocial_gumoMEM
Следует учитывать, что изначально концепция "Москва - третий Рим" носила исключительно эсхатологический, а не политический характер. Изложена она была в двух письмах старца Псковского Елеазарового монастыря Филофея Великому князю Василию III и псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину. Поводом к их написанию стали вопросы астрологии, к которым Филофей... Читать далее
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
Всё же стоит уточнить, что гибель двух "предшествующих" Римов - Римской и Византийской империи - напрямую были... Читать дальше
историк идей, теоретик литературы  · 9 янв 2022
Это типичная для всего христианского средневековья теория translatio imperii, согласно которой Римская империя не прекратила существование, а продолжает существовать, просто под другими именами, такими как Новый Рим (Византия), империя Карла Великого, Священная Римская империя германской нации и т.д. Эта теория имела свое политическое измерение, так как средневековые... Читать далее
Образовательный ресурс EGE59.ru посвящен подготовке к выпускным экзаменам (ЕГЭ) по...  · 9 янв 2022  · ege59.ru
"Москва - третий Рим" - это государственная идеология Московского государства 16 - 17 веков. Ее автором был монах Филофей, монах псковского Елеазарова монастыря. Вот основные ее положения: - Было два "Рима": первый - столица Римской империи пал в 410 году от нехристей (гуннов, готов и пр); второй, Константинополь (столица Византии) пал в 1453 году от нехристей - турк... Читать далее
Перейти на Образовательный ресурс EGE59.ruПерейти на ege59.ru
Диванный философ, по совместительству инженер  · 9 янв 2022
Точка зрения неспециалиста в истории. Основана только на логической цепочке, не стоит искать в ней какого-то сакрального смысла. Первый Рим собственно он и есть Рим, столица Римской Империи. Незадолго до падения империи ее столица была перенесена в Константинополь соответственно его с полным правом можно назвать "вторым Римом". После распада Римской империи Константи... Читать далее