Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как увлечение эзотерикой и оккультизмом в Третьем Рейхе влияло на политику правительства?

Или никакого реального влияния не было?
ИсторияЭзотерикаТретий рейх
Анонимный вопрос
История
  · 9,8 K
Интеллектуальная история, история идей, история культуры, конец XIX - начало XX века.   · 13 янв 2022
Для начала надо сказать, что возможная связь между нацизмом и оккультизмом окружена обширной мифологией. Эта мифология воспроизводится в конспирологической литературе, эксплуатируется массовой культурой и берется на вооружение неонацистскими движениями. Положения этой мифологии могут разниться: от совсем фантастических идей о том, что за Гитлером стояли некие тайные силы, скрытые в Гималаях, а СС были религиозным орденом, занимавшимся поиском магических артефактов, до представлений о том, что в основе нацизма как идеологии лежали оккультные учения. Как показывает Ханс Томас Хакль в книге “Unknown Sources: National Socialism and the Occult” (2000), Германия описывалась как источник оккультной угрозы для всего цивилизованного мира уже в некоторых сочинениях 1920-х годов. В ряде французских и британских книг конца 1930-х — начала 1940-х годов, целью которых была антигитлеровская пропаганда, Гитлер был представлен как маг или человек, чья воля оказалась подчинена темным силам. Широкое распространение такие теории получили уже после войны — в значительной степени благодаря бестселлеру журналистов и писателей Жака Берже и Луи Повеля “Утро магов” (1960). Берже и Повель писали о тайных обществах — “Обществе Туле” и “Обществе Врил”, члены которых якобы влияли на Гитлера и делились с ним тайным восточным знанием, открывающим доступ к власти над миром. Книга Берже и Повеля приобрела огромную популярность на волне интереса к эзотеризму 1960-х — 1970-х годов и сама поспособствовала развитию этого интереса, породив множество подражаний. Деконструируя послевоенный миф об оккультном нацизме в книге "L’occultisme nazi: Entre la SS et l’ésotérisme" (2020), историк Стефан Франсуа также замечает, что этот миф позволял объяснить сложно объяснимый и вызывающий беспокойство феномен: оккультные интерпретации нацизма исключали его из сферы привычной нам рациональности и относили к области, недоступной обычному разуму.
Что собственно остается, если отделить мифологию, окружающую нацизм, от имеющихся сведений о действительном увлечении оккультизмом среди нацистских элит?
Нет сомнений, что оккультизмом был увлечен Генрих Гиммлер, глава СС. В 1933 — 1935 годах он приблизил к себе оккультиста Карла Марию Вилигута, сначала назначив его главой Отдела по изучению ранней истории в СС, а потом сделав членом своего личного штаба. Вилигут участвовал в разработке дизайна кольца “Мертвая голова”, которым награждались члены СС, и церемониала СС, который должен был придать им дух традиционности и древности. Однако уже в 1939 г. Вилигут был вынужден уйти из СС, поскольку стало известно, что ранее он был пациентом психиатрической клиники. Позднее Гиммлер также прибегал к услугам астролога Вильгельма Вульфа. Оккультизмом глубоко интересовался и Рудольф Гесс, заместитель фюрера в НСДАП, который верил в астрологию, был сторонником гомеопатии и советовался с ясновидящими. Однако другие нацистские лидеры, в том числе Гитлер и министр пропаганды Йозеф Геббельс, относились к оккультизму негативно, а Мартин Борман считал его вредным для государства. Коринна Трейтель в книге “A Science for the Soul: Occultism and the Genesis of the German Modern” (2004) упоминает гневные комментарии из дневника Геббельса, касающиеся самовольного перелета Гесса в Великобританию в 1941 году. Презрение Геббельса направлено не только на самого Гесса, но и на его оккультные увлечения, поскольку считалось, что он совершил перелет под влиянием астрологов. Кстати, этот поступок Гесса послужил поводом для репрессий против астрологов и оккультистов.
В целом и Николас Гудрик-Кларк, автор “The Occult Roots of Nazism” (1985), самой известной монографии по этой теме, и Ханс Томас Хакль, и Коринна Трейтель соглашаются, что пристрастие отдельных высокопоставленных членов НСДАП к оккультизму не оказывало прямого влияния на политику Третьего Рейха (а Трейтель считает, что на государственном уровне отношение к оккультизму было прямо враждебным). Из современных академических историков с ними не согласен, пожалуй, только Эрик Куландер, который считает, что влияние оккультных идей на нацистских лидеров было более значительным (см. рецензию на недавно переведенную на русский книгу Куландера "Монстры Гитлера").
Никак, фашизм он и в Африке фашизм. Расизм, нацизм, оккультизм да хоть черт в ступе, все это лишь частые... Читать дальше
Увлекаюсь рисованием. Люблю рассуждать на актуальные и важные темы.   · 14 янв 2022
Восточная поговорка гласит: человек есть, то, что он ест.
Естественно увлекаться оккультизмом и эзотерикой это питаться в духовном отношении со стола демонов, и это, конечно, влияет на мысли и поступки, о чем история и говорит в отношении нацизма.
Посмотрите, пожалуйста, удивительную мысль по этому поводу, Библия, книга 1 Коринфянам, 10 глава, 21 стих
Учитель истории и английского, если есть любые вопросы связанные с английским обращайтесь  · 10 янв 2022
Вынужден вас разочаровать. Увлечение было. Фильм 7 лет в Тибете основан таки на реальных событиях. Но как такового влияния на политику не было. Не понятно почему даже. Изначально оккультизм рассматривался просто как хобби, ну а хобби это обычно то, что делаешь после работы :-)
Комментарий был удалён за нарушение правил