Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Может ли познание происходить вне мышления?

ФилософияМышлениеПознание
Лев Ивлев
Философия
  · 8,3 K
Психолог. Трансформационный коуч. Бизнес-тренер. Автор книги "Релаксационный тренинг в...  · 11 мая 2022  · taplink.cc/svlasov.ru
И вот сейчас в меня полетят гнилые помидорки! Тушь, занавес! 
Краткий ответ: да, может. 
Аргументация:
Познание, по мнению Л. С. Выготского - это усвоение из культуры знаков, значений, то есть получение знания. 
Всегда ли знание равняется пониманию? 
Нет, конечно. Можно зазубрить теорему, кусок текста, правило и совершенно его не понимать. Можно даже прочесть множество книг, во время учёбы, не вдумываясь и не понимая их суть, формально, без размышлений. Так называемое штудирование. 
Что такое мышление? 
Это процесс осмысления усвоенных значений. 
Понимание и возникает в тот момент, когда культурные значения переходят в состояние личностных смыслов. То есть, связываются с предыдущим пониманием, опытом, осмысливаются. 
Таким образом, осмысление - это следующий процесс, который вытекает из познания, очень тесно с ним связан, но не является его синонимом. 
Исходя из этого, можно узнавать новое, совершенно не понимая его сути, либо формально знакомиться без погружения в базовую логику, смысл. Это и есть познание вне мышления. 
А теперь помидорки! 
Контакты, и запись на консультацию, в инициалах вверху. Мои новые публикацииПерейти на dzen.ru/my_me
3 эксперта согласны
Помидоров вы, кажется, так и не дождетесь!)) Точный аргументированный ответ, с ссылкой на авторитетную фигуру... Читать дальше
@Елена Курносова, ахаха, спасибо огромное. Очень приятно тронут.
Ответ Сергея Власова правильный «познание может происходить вне мышления», но поток аргументации очень туманный и нелогичный, как и заметил в комментариях Лев Ивлев.
Для точности и четкости прямого ответа нужно сначала разобраться с терминами «познание», «усвоение», «запоминание», «штудирование», «размышление», «осмысление», «понимание» и их соотношениями в контексте вопроса. Нужны ли они были здесь все?
Ссылка на «авторитетную фигуру»:
Познание, по мнению Л. С. Выготского - это усвоение из культуры знаков, значений, то есть получение знания.
— только ухудшает адекватность и дальнейшую понимаемость аргументации. Немного объясню.
Мы получаем знания, личностные знания, а не информацию больше из личного опыта, в большинстве своем методом проб и ошибок — процесс «усвоения», как правильно подметил Выготский.
Ошибка в этой конкретной аргументации в ответе началась с использования термина усвоение.
Из культуры (видимо, культуры общества, по умолчанию) мы «запоминаем», «штудируем» абстрактно знаково ИНФОРМАЦИЮ, чтобы в будущем попробовать применить в конкретной реальности. Получится или нет это потом применить в личном опыте и усвоить как ЗНАНИЕ — это пока вопрос.
Сравните, чем отличаются «я знаю», «я информирован», «я усвоил».
В большинстве случаев мы без разбору пользуемся первой фразой.
Вот так и получилось в этом конкретном рассматриваемом ответе: информация, что «познание может происходить вне мышления» есть, а процесс поЗНАНИЯ этой информации в мышлении не произошел.
«Культура в личностный опыт не вписалась».
Логика получения этого конкретного правильного ответа «ДА» в другом...
= = =
Часто поток аргументации искажается за счет некоторых ошибок мышления:
  1. незаметный увод от рассматриваемой темы за счет потока лишних или избыточных слов — забалтывание (и бессознательное, и осознанное);
  2. понимание исходных терминов по умолчанию в собственной интерпретации — невыявление исходного контекста в использованных терминах;
  3. как бы «естественная» подмена исходных терминов на другие синонимы-ассоциации-метафоры;
  4. путаница терминов состояний с терминами процессов, связей, отношений.
Если размышление последовательное, а не древовидное, то легко пойти по ложному пути доказательства из-за единственной ошибки.
Да, подробный качественный ответ
Полагаю все эти коуч-сессии и прочие гнилые помидорки пригодны лишь высокоизбранным
@Лев Ивлев, а вот и помидорки. Ну, наконец-то. Кто вас обидел, друг мой? На какую коуч-сессию не пустили? Как это связано с данным ответом? Могу ли я быть вам чём-то полезен? Ответ показался слишком сложным для восприятия? Или дело в чём-то внутреннем? Я могу поддержать вас, если вы этого захотите.
@Сергей Власов, действительно ответ показался очень сложным для восприятия. Пожалуйста, не могли бы вы посоветовать литературу к изучению или хотя бы авторов, с тем чтобы наконец начать понимать специалистов-коучей.
@Лев Ивлев, благодарю за обратную связь, буду работать над тем, чтобы писать более простым и комфортным для восприятия языком.
К сожалению, тема коучинга в настоящее время во многом дискредитирована мошенниками, которые видя возможность заработка выдают себя за тех, кем не являются, и тем подрывают доверие к методике. Это так же как "каждый на своей кухне философ".
А между тем коучинг, достаточно эффективная, хорошо зарекомендовавшая себя в мире и сугубо практическая методика. Вопрос именно в профессионализме тех, кто её применяет.
Знакомтиться с ней лучше, наверное начинать с работ классиков основателей - Тимоти Голви и Джона Уитмора:
Тимоти Голви. Работа как внутренняя игра. Раскрытие личного потенциала = The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure, and Modility in the Workplace. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 266 с. — ISBN 978-5-9614-1981-8.
У. Тимоти Гэллуэй. Теннис. Психология успешной игры = The Inner Game of Tennis. — М.: Олимп-Бизнес, 2010. — 208 с. — ISBN 978-5-9693-0164-1.
Джон Уитмор. Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 312 с. — ISBN 978-5-9614-1972-6.
Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. Новый стиль менеджмента, Развитие людей, Высокая эффективность = Coaching for Performance: GROWing People, Performance and Purpose. — М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — 168 с. — ISBN 5-98397-003-8.
А дальше, наверное стоит рассматривать, литературу в контексте тех целей, которые хочется удовлетворить, так как начинаются уже более глубокие и специализированные работы.
Лично мне ближе подход Роберта Дилтсаи Мерелин Аткинсон, но это не значит, что он подойдёт вам, поэтому я бы продолжил диалог после знакомства с классиками.
@Сергей Власов, спасибо  обязательно ознакомлюсь, хотя то что вы выдаёте в результате, несколько настораживает
@Лев Ивлев, расскажите подробнее, что конкретно настораживает? Мне важна обратная связь, чтобы понимать лучше ситуацию
@Дмитрий Рунаблес, аллегория не зашла... Печаль... Пытался понять, да видно не судьба...
Раскройте тайный смысл вашего витееватого комента?
@Сергей Власов, я так и не понял как можно приобрести знание не применяя мышление. Тогда выходит, что не обладающие и не способные к мышлению могут быть наполнены любым знанием?
@Лев Ивлев, да вы правы. Так и есть. В древности была такая профессия: чтец гимнов. Детей под диктовку заставляли заучивать длинные гимны посвященые богам и героям. Они знали тексты в совершенстве, но иногда совершенно не понимали о чем идёт речь.
Вы так же можете выучить текст на незнакомом вам иностранном языке, записанный для вас транслитерацией русскими буквами. Сможете легко его воспроизводить, но совершенно не понимать о чем в нём идёт речь, если вам не дали перевода. Так некоторые подростки заучивают песни своих иностранных кумиров, не понимая их содержания.
Говоря строго научно, мышление - это только один из ряда других познавательных процессов: восприятие, внимание, память и т.п. который позволяет нам усваивать знание, превращая его в понимание.
Знание, в чистом виде, это совокупность бит отпределенной информации.
Иметь информацию, но не понимать её, это наглядный пример, знания вне мышления.
Например, вы можете научить попугая говорить какие-то фразы. Он будет их регулярно повторять. Иногда даже уместно.
Это и есть знание, но не понимание. Попугай знает эти фразы как определённое сочетание звуков, но не понимает смысл заключённый в них.
Дрессированные животные выполняют некие движения - это то, что они знают, что нужно делать, чтобы получить лакомство. Для них, сами по себе эти движения ничего не значат, а вы наблюдая за их выступлением на арене воспринимаете их как танец, поклоны и т.п. потому что их действия соотнеслись с тем, что вы осмыслил и понимали ранее.
Так же и некоторые люди с лёгкостью цитируют выдержки из классиков, законы или правила, не удасуживаясь понять те глубинные смыслы, которые в них заключены. Не просто, "ну в целом всё понятно, про что это", а сесть и обдумать, какие внутренние смыслы в них заключены.
Примеры познания без мышления, которые я приводил ранее: зазубривание, штудирование. К ним ещё можно добавить, подражание, муштра и т.п.
Яркий пример Карго культ - папуасы знают, что есть определённые явления, и пытаются, им подражать не понимаю их суть. Сейчас есть масса замечательных заметок по данному поводу, будет желание, поищите в интернете.
Примеров огромное множество.
Грань тонка, но она чёткая и очевидная: знание - это обладание информацией, без связи с личным опытом, без осмысления.
Понимание - связь знания внешнего и внутренних смыслов: осмысления.
Для познания (т.е. усвоения знания) достаточно восприятия, внимания и памяти. А вот для понимания и требуется мышление.
@Сергей Власов, спасибо, мне понятно о чём вы говорите и пишите. Соглашусь с Львом, что сложно понять с первого раза текст поста. Но это лишь подтверждает на личном опыте вашу точку зрения. Действительно, получается прочитал текст и знаю мнение автора. Понимание пришло после третьего прочтения. Комментарий 🔥 и позволил проверить «правильность» понимания ваших мыслей.
Лев Ивлев, да вы правы. Так и есть. В древности была такая профессия: чтец …………. ( тут пояснения автора) ………
Для познания (т.е. усвоения знания) достаточно восприятия, внимания и памяти. А вот для понимания и требуется мышление.
Обратил внимание на разницу взглядов экспертов разного пола. Вспомнилась Елена Мамаева с понятием «примативность» )))))
@Сергей Власов, если набор звуков вы не считаете знанием, значит это не знание. Мы обсуждали именно процесс познания. Думаю, что подмена тезиса не самый лучший метод для дискуссии.
Познание происходит вне мышления , потому что она есть Деятельность ! А знвние дано в виде Факта ! )))
Не пишу, когда могу.  · 11 февр 2022
Вы призываете меня ответить на мой же вопрос, хорошо. Но считаю это не очень честным. По этому поводу полагаю следующее. Пусть мышление это процесс формирования мыслей. Любая мысль (она же образ) это устойчивая равновесная совокупность относительно разрозненных факторов потока восприятия субъекта. То есть это что-то устойчиво сформированное. Познание это процесс... Читать далее
К сожалению, вы ошибаетесь. Рекомендую изучить труды Жана Пиаже и Льва Выготского. В частности "Мышление и речь" и... Читать дальше
Психолог: консультации онлайн. Публицист, писатель.  · 7 июл 2022  · youtube.com/c/ОлегГерт_психолог
Разумеется. Более того, именно так оно чаще всего и происходит… Скажем, девушка принимает случайного ловеласа за принца на белом коне, и между ними происходит взаимное познание…) Если бы в этом процессе было задействовано мышление, то для девушки было бы очевидно, что случайный ловелас - это не принц на белом коне.  И вот тогда это её познание можно было бы считать... Читать далее
Консультация (Skype) 3 000 руб. Связаться: https://vk.com/gertolegПерейти на vk.com/gertoleg
Это такое же мышление, увы.
Эволюционный психолог, управление стрессом, психология отношений, консультация по ВИЧ...  · 13 мая 2022
Ребёнка представьте около  годика. Он всё тянет, и хорошее и плохое, в рот. Это-то и есть познание без мышления, которое потом, методом проб и ошибок,  сформирует, что? Своего рода мышление.
Психологическая поддержка, ВИЧ и хронические заболевания. Платно. Увы.😎 Перейти на api.whatsapp.com/send
Отличнейший яркий пример, только вывод ему диаметрально противоположен. Вот так начинается познание-мышление... Читать дальше
Психолог по восстановлению жизненных сил, здоровья и смысла жизни  · 17 февр 2022  · mssg.me/alektr
Познание реальности мира и своего организма происходит одномоментно на разных уровнях существования человека: бессознательном в виде формирующихся рефлексов (так делать надо без размышлений), подсознательном в виде частично контролируемых привычек (больше регулируется эмоциями и "нравится"-"не нравится") и осознанном в виде мыслительных процессов и принятия разных... Читать далее
Бесплатная консультация по восстановлению жизненных сил и оптимизации питания Перейти на mssg.me/alektr
Странное обьяснение: "возьму билет и поеду" - это у вас познание? Это называется принятием решения. Ужас!
"Она приехала к нему на каторгу и испортила всю каторгу"   · 9 февр 2022
Лев, вопрос по большому счету в том, является ли все знание ментальным. То есть, можно ли сказать, что процесс познания эквивалентен облачению нечто в мысль. Я думаю утверждать это - явное преувеличение. Многие категоричные утверждения подобного рода грешат желанием выстроить простую, унифицированную картину мира, в которой все красиво разложено по полочкам... Читать далее
1 эксперт согласен
В общем, направление мысли правильное, но немного расплывчатое и без примеров
Занимаюсь доказательной аналитической философией, и вообще люблю Познание, пример: http://...  · 11 февр 2022
Да, ПОЗНАНИЕ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ВНЕ МЫШЛЕНИЯ, сопряжённого с мозгом, но смысл такого МЫШЛЕНИЯ иной, чем мышления сопряжённого с мозгом. И эта ИНАКОВОСТЬ хотя и относится к некому из существования Познанию, но может объективно иметь место именно как эволюционная активность вот этой этой эволюционирующей Природы фактов тут действительности, что точно соответствует Доктрине... Читать далее
Роман, мы вообще все строители вавилонской башни, но у вас совсем свой собственный тезаурус. Вы непременно... Читать дальше
Лучший
Основной метод философии  · 9 февр 2022
Познание это процесс получения знания, мышление - работа головного мозга. Познание и мышление составляют две стороны функционирования сознания - объективную и субъективную. Проблема не в том, может ли одно происходить вне другого, а в том, как они соотносятся между собой.
Сопоставление двух измерений заманчиво и даже иногда необходимо, Одобрил, но здесь, по-моему, слишком просто и... Читать дальше
Военный пенсионер, прикладной математик, обработка информации, православный. Перевожу...  · 10 февр 2022
Бессмысленный вопрос без чётких дефиниций о том, что есть "мышление", и что есть "познание". Каждый будет говорить о том, что у него на уме в его системе дефиниций и толком никто никого и не поймёт. Познание, например, минималистским подходом можно определить, как появление у субъекта некой новизны в его представлении о РЕАЛЬНОСТИ, причём совершенно любым образом... Читать далее
как все очень индивидуален. и в меру озабочен.   · 15 февр 2022
Может, если в познании будет учувствовать собака, а условный рефлекс, будет начальным этапом мышления (физическое принуждение к мышлению), а Павлов будет включать свет! у которого познание происходит на основание проверки своих мыслей, которые на данном опыте обессмертили его и "обидели "тем, что памятник (где проходили опыты) поставили только собаке...
Кто найдет принципиальную оговорку?