Определение интеллекта через его функции
Сегодня в научной и популярной литературе встречается все больше и больше упоминаний об искусственном интеллекте (ИИ/AI). Но как дать ему теоретическое определение? Ведь описывая какое-либо явление или систему нам нужно раскрыть содержание понятия, установить его соотнесённость с уже используемой терминологией. Кажущаяся легкость в реальности оборачивается непростым делом. Ведь даже человеческое сознание (естественный интеллект) до сих пор не получило однозначного толкования.
Попробуем сформулировать это определение через функции: интеллект – это динамически устойчивая информационная система, способная к саморазвитию, функциональное предназначение которой – концептуальное (идеальное, духовное, информационное, теоретическое) и практическое (материальное, вещественно-энергетическое) освоение различных сфер окружающей реальности и себя самой, их направленное преобразование и создание новаций.
Здесь практическое освоение связано как с материальным преобразованием, так и с пространственно-временным распространением (внедрением в иные области реальности), а к сферам можно отнести живую и неорганическую природу (космос, геосферу, биосферу), общество и человеческую цивилизацию в целом (антропосферу), мир искусственных систем (техносферу), ноосферу и самого человека с двуединством его структур – биологической и интеллектуальной.
Интеллект (нооструктура) позволяет осуществлять целенаправленную деятельность по освоению и преобразованию и материального мира, и мира идеального (информационного, виртуального). Познание объективных законов окружающей действительности открывает возможность овеществить полученные знания в виде конкретных объектов и систем искусственного происхождения (артефактов), а также разнообразных технологий. Сделав возможным направленный переход из сферы идеального в сферу материального. Но это только одна сторона происходящего, ибо другая носит прямо противоположный характер и связана с масштабным преобразованием материального в идеальное. Что и характеризует вступление человечества в информационную эру - информация, имея нематериальную сущность, становится одним из важнейших факторов эволюции. Футурологи уже предупреждают нас о надвигающемся информационном взрыве.
Человек выступает творцом, реализуя себя как личность (как мыслящее существо), в следующих областях: 1) в мире материального, когда он преобразует окружающую природную среду сам и посредством создаваемых им разнообразных искусственных систем (антропогенное и техногенное воздействие), 2) в сфере человеческих отношений, когда меняются типы взаимодействий между людьми в социуме (идеологические, политические, экономические и проч.), 3) в сфере идеальной (интеллектуальной, виртуальной), когда создаётся концептуальная реальность во всем богатстве её проявлений (наука, литература, философия, эзотерика, мифология, религия и т.д.), что в результате формирует массовое сознание. Сюда же следует отнести самопознание и самосовершенствование самого интеллекта, его саморефлексию, в ходе чего происходят такие преобразования, в которых учитываются изменения и внешнего мира, и динамика внутреннего мира личности, этапы подъёма на новые уровни осознанности. Таким образом, человеческий интеллект всегда отличается двойственной направленностью преобразований – ориентацией на окружающий мир (материальный и идеальный) и на себя самоё, на внутренний мир субъекта и его телесную оболочку – биоструктуру, также подверженную освоению и видоизменению (от физических тренировок, до оперативного вмешательства, например, хирургического).
Диалектика внутреннего и внешнего, выражающаяся во взаимодействии моделей двух типов – модели внешнего мира и модели самого себя, эвристически ценна при изучении интеллекта как самоорганизующейся системы. Анализируя функциональное предназначение человеческого интеллекта, можно высказать предположение о том, что подобное также будет присуще и его искусственному заменителю, имея, таким образом, универсальный характер.
Какие же основные функции характеризуют интеллект? Это своеобразная функциональная триада, включающая в себя: 1) освоение, 2) преобразование, 3) создание нового – новации; которая реализуется как в мире материального, так и в мире идеального (информационного). К тому же, как отмечено, интеллект является такой своеобразной системой, действия которой имеют двоякую направленность. Во-первых, они ориентированы на окружающую реальность, внешний открытый мир (в материальном и идеальном его проявлении), а во-вторых, – на субъективную реальность, свой собственный замкнутый внутренний мир. И в том, и в другом направлении реализуется указанная выше триада. Причём, её составляющие, частично перекрываясь, показывают разную глубину отношений интеллекта с самим собой (саморефлексия) и с окружающей действительностью. Освоение ещё не есть преобразование, хотя всякое преобразование включает в себя освоение. Любое преобразование ещё не новация, хотя создание нового всегда по сути своей связано с преобразованием, ибо уже самим фактом своего появления новация выступает как акт изменения окружающего мира, либо интеллекта.
Что же представляет собой каждая из составляющих функциональной триады? Освоение – это теоретическое и практическое (эмпирическое) познание, основная цель которого – понять существующий мир и себя в этом мире, т.е. осуществить пространственно-временную ориентацию, как в природе, так и в социуме. Преобразование – это изменение состояния объектов и систем окружающего и внутреннего мира, а также связей и взаимоотношений между ними. Основная цель здесь – изменить мир (приспособить его к себе) и (или) измениться самому (приспособившись к внешним условиям). Новации – это создание того, чего ранее не было как в окружающей реальности, так и во внутреннем мире, их предназначение – созидание новых форм материи, способов ее организации, а также – поиск путей дальнейшего развития.
Таким образом, интеллект организует окружающее пространство с входящими в него объектами и системами, придавая ему структурированность и задавая направленность преобразований. И он же одновременно с этим осуществляет самоорганизацию, структурируя себя самое, ставя себе цели и определяя ориентиры собственного развития. При этом воздействие, направленное наружу – на внешний мир, идет как бы вширь: интеллект стремится к экспансии, пространственному распространению, захвату все новых и новых областей внешней среды и их изменению. Внутреннее воздействие, наоборот, происходит вглубь, интеллект всё глубже познает (осваивает) себя, корректируя свои действия, производя в себе качественные видоизменения и продуцируя новые мысли, идеи, новые модели поведения (программы функционирования), новые методы познания и формы преобразования мира. Если первый процесс, усиленный объединением множества отдельных интеллектов, сопровождается постепенным формированием планетарного сознания, то второй – приводит вначале к возникновению самосознания индивида, а затем и самосознания человечества.
Следствием действия функциональной триады является обеспечение интеллектом своего существования, а также воспроизводства, что выступает залогом его дальнейшего совершенствования, количественного роста и пространственного распространения. Всё это сопровождается интеграцией, которая должна завершаться образованием структуры предельной общности, возможной в конкретных пространственно-временных условиях. Если для естественного интеллекта такой структурой является антропосфера, то для искусственного – ноосфера.
Интеллект – это не есть нечто изолированное, существующее отдельно, наоборот, он всегда находится в тесном взаимодействии с другими, себе подобными, что является его важнейшей отличительной чертой. Таким образом, автономность его всегда относительна. Могущество интеллекта (как человеческого, так в будущем и искусственного) заключается в наличии определенного количества (некоторого множества) его представителей, которые взаимодействуя неизбежно интегрируются, образуя определённые иерархии. Следовательно, интегративные тенденции, стремление к объединению (кооперации) и делают интеллект тем феноменом, который способен играть существенную роль в исторических планетарных преобразованиях. Что, в свою очередь, позволяет говорить о масштабных системах, возникающих в ходе эволюции земной материи. Если естественный интеллект наряду с биоструктурой человека является системообразующим элементом такой общепланетарной системы как антропосфера, придавая ей некое своеобразие, то искусственный интеллект выступит в далёком будущем системообразующим элементом ноосферы, обусловив её качественную специфику.
Поэтому не совсем верна интерпретация ИИ как интеллектуальной машины, действующей по программам, заложенным в нее человеком. Такая машина еще не может быть названа подлинным искусственным разумом - она всего лишь переходной этап. Далее должны быть задействованы алгоритмы, ведущие к ее саморазвитию и самоосознаванию.
Отметим, что помимо обозначенных, у интеллекта могут быть выделены и иные функции, например, функция памяти (сохранения и воспроизводства накопленной информации), а также другие. Они также требуют учета и включения в теоретическую модель интеллекта.
(Из книги Витол Э.А. «Планетарная эволюция: прошлое, настоящее, будущее», 2002)