Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть искусственный интеллект. Есть ,,живой" интеллект. В чём разница? Определение есть?

Стоянов Эдвард (Исидор)
Философия
  · 4,1 K
Познание мира / познание человека Эволюционная футурология   · 20 мар 2022  · eduardvitol.ru
Определение интеллекта через его функции
Сегодня в научной и популярной литературе встречается все больше и больше упоминаний об искусственном интеллекте (ИИ/AI). Но как дать ему теоретическое определение? Ведь описывая какое-либо явление или систему нам нужно раскрыть содержание понятия, установить его соотнесённость с уже используемой терминологией. Кажущаяся легкость в реальности оборачивается непростым делом. Ведь даже человеческое сознание (естественный интеллект) до сих пор не получило однозначного толкования.
Попробуем сформулировать это определение через функции: интеллект – это динамически устойчивая информационная система, способная к саморазвитию, функциональное предназначение которой – концептуальное (идеальное, духовное, информационное, теоретическое) и практическое (материальное, вещественно-энергетическое) освоение различных сфер окружающей реальности и себя самой, их направленное преобразование и создание новаций.
Здесь практическое освоение связано как с материальным преобразованием, так и с пространственно-временным распространением (внедрением в иные области реальности), а к сферам можно отнести живую и неорганическую природу (космос, геосферу, биосферу), общество и человеческую цивилизацию в целом (антропосферу), мир искусственных систем (техносферу), ноосферу и самого человека с двуединством его структур – биологической и интеллектуальной.
Интеллект (нооструктура) позволяет осуществлять целенаправленную деятельность по освоению и преобразованию и материального мира, и мира идеального (информационного, виртуального). Познание объективных законов окружающей действительности открывает возможность овеществить полученные знания в виде конкретных объектов и систем искусственного происхождения (артефактов), а также разнообразных технологий. Сделав возможным направленный переход из сферы идеального в сферу материального. Но это только одна сторона происходящего, ибо другая носит прямо противоположный характер и связана с масштабным преобразованием материального в идеальное. Что и характеризует вступление человечества в информационную эру - информация, имея нематериальную сущность, становится одним из важнейших факторов эволюции. Футурологи уже предупреждают нас о надвигающемся информационном взрыве.
Человек выступает творцом, реализуя себя как личность (как мыслящее существо), в следующих областях: 1) в мире материального, когда он преобразует окружающую природную среду сам и посредством создаваемых им разнообразных искусственных систем (антропогенное и техногенное воздействие), 2) в сфере человеческих отношений, когда меняются типы взаимодействий между людьми в социуме (идеологические, политические, экономические и проч.), 3) в сфере идеальной (интеллектуальной, виртуальной), когда создаётся концептуальная реальность во всем богатстве её проявлений (наука, литература, философия, эзотерика, мифология, религия и т.д.), что в результате формирует массовое сознание. Сюда же следует отнести самопознание и самосовершенствование самого интеллекта, его саморефлексию, в ходе чего происходят такие преобразования, в которых учитываются изменения и внешнего мира, и динамика внутреннего мира личности, этапы подъёма на новые уровни осознанности. Таким образом, человеческий интеллект всегда отличается двойственной направленностью преобразований – ориентацией на окружающий мир (материальный и идеальный) и на себя самоё, на внутренний мир субъекта и его телесную оболочку – биоструктуру, также подверженную освоению и видоизменению (от физических тренировок, до оперативного вмешательства, например, хирургического).
Диалектика внутреннего и внешнего, выражающаяся во взаимодействии моделей двух типов – модели внешнего мира и модели самого себя, эвристически ценна при изучении интеллекта как самоорганизующейся системы. Анализируя функциональное предназначение человеческого интеллекта, можно высказать предположение о том, что подобное также будет присуще и его искусственному заменителю, имея, таким образом, универсальный характер.
Какие же основные функции характеризуют интеллект? Это своеобразная функциональная триада, включающая в себя: 1) освоение, 2) преобразование, 3) создание нового – новации; которая реализуется как в мире материального, так и в мире идеального (информационного). К тому же, как отмечено, интеллект является такой своеобразной системой, действия которой имеют двоякую направленность. Во-первых, они ориентированы на окружающую реальность, внешний открытый мир (в материальном и идеальном его проявлении), а во-вторых, – на субъективную реальность, свой собственный замкнутый внутренний мир. И в том, и в другом направлении реализуется указанная выше триада. Причём, её составляющие, частично перекрываясь, показывают разную глубину отношений интеллекта с самим собой (саморефлексия) и с окружающей действительностью. Освоение ещё не есть преобразование, хотя всякое преобразование включает в себя освоение. Любое преобразование ещё не новация, хотя создание нового всегда по сути своей связано с преобразованием, ибо уже самим фактом своего появления новация выступает как акт изменения окружающего мира, либо интеллекта.
Что же представляет собой каждая из составляющих функциональной триады? Освоение – это теоретическое и практическое (эмпирическое) познание, основная цель которого – понять существующий мир и себя в этом мире, т.е. осуществить пространственно-временную ориентацию, как в природе, так и в социуме. Преобразование – это изменение состояния объектов и систем окружающего и внутреннего мира, а также связей и взаимоотношений между ними. Основная цель здесь – изменить мир (приспособить его к себе) и (или) измениться самому (приспособившись к внешним условиям). Новации – это создание того, чего ранее не было как в окружающей реальности, так и во внутреннем мире, их предназначение – созидание новых форм материи, способов ее организации, а также – поиск путей дальнейшего развития.
Таким образом, интеллект организует окружающее пространство с входящими в него объектами и системами, придавая ему структурированность и задавая направленность преобразований. И он же одновременно с этим осуществляет самоорганизацию, структурируя себя самое, ставя себе цели и определяя ориентиры собственного развития. При этом воздействие, направленное наружу – на внешний мир, идет как бы вширь: интеллект стремится к экспансии, пространственному распространению, захвату все новых и новых областей внешней среды и их изменению. Внутреннее воздействие, наоборот, происходит вглубь, интеллект всё глубже познает (осваивает) себя, корректируя свои действия, производя в себе качественные видоизменения и продуцируя новые мысли, идеи, новые модели поведения (программы функционирования), новые методы познания и формы преобразования мира. Если первый процесс, усиленный объединением множества отдельных интеллектов, сопровождается постепенным формированием планетарного сознания, то второй – приводит вначале к возникновению самосознания индивида, а затем и самосознания человечества.
Следствием действия функциональной триады является обеспечение интеллектом своего существования, а также воспроизводства, что выступает залогом его дальнейшего совершенствования, количественного роста и пространственного распространения. Всё это сопровождается интеграцией, которая должна завершаться образованием структуры предельной общности, возможной в конкретных пространственно-временных условиях. Если для естественного интеллекта такой структурой является антропосфера, то для искусственного – ноосфера.
Интеллект – это не есть нечто изолированное, существующее отдельно, наоборот, он всегда находится в тесном взаимодействии с другими, себе подобными, что является его важнейшей отличительной чертой. Таким образом, автономность его всегда относительна. Могущество интеллекта (как человеческого, так в будущем и искусственного) заключается в наличии определенного количества (некоторого множества) его представителей, которые взаимодействуя неизбежно интегрируются, образуя определённые иерархии. Следовательно, интегративные тенденции, стремление к объединению (кооперации) и делают интеллект тем феноменом, который способен играть существенную роль в исторических планетарных преобразованиях. Что, в свою очередь, позволяет говорить о масштабных системах, возникающих в ходе эволюции земной материи. Если естественный интеллект наряду с биоструктурой человека является системообразующим элементом такой общепланетарной системы как антропосфера, придавая ей некое своеобразие, то искусственный интеллект выступит в далёком будущем системообразующим элементом ноосферы, обусловив её качественную специфику.
Поэтому не совсем верна интерпретация ИИ как интеллектуальной машины, действующей по программам, заложенным в нее человеком. Такая машина еще не может быть названа подлинным искусственным разумом - она всего лишь переходной этап. Далее должны быть задействованы алгоритмы, ведущие к ее саморазвитию и самоосознаванию.
Отметим, что помимо обозначенных, у интеллекта могут быть выделены и иные функции, например, функция памяти (сохранения и воспроизводства накопленной информации), а также другие. Они также требуют учета и включения в теоретическую модель интеллекта.
(Из книги Витол Э.А. «Планетарная эволюция: прошлое, настоящее, будущее», 2002)
Статье 20 лет! Одна вода.
Работаю Менеджер отдела, в Леруа Мерлен. Учусь на программиста Java B Skillbox. Интересы:...  · 31 мар 2022
Как бы это не было банально, название "Искусственный интеллект", как бы и говорит, что оно, создано "искусственно". С конкретной разницей в том, что наш интеллект, по сути лотерея, с шансом 1, на миллиарды, а ИИ, машина, созданная нам подражать настолько, насколько это необходимо. Один из важных ньюансов, что не живому (в буквальном смысле, не органическому), нельзя (ну... Читать далее
да нет даже внятного определения эмоциям
Разработчик встроенных систем, немного радиолюбитель.   · 25 мар 2022  · vladimir-coslow.narod.ru/index.html
  1. Искусственный интеллект пока еще не создан, поэтому нельзя сказать, что он будто бы "есть".
  2. На сегодня наука пока не смогла разработать определение не только искусственного интеллекта, а даже и естественного (человеческого).
  3. Если Вы сможете сделать одно, другое или третье из вышенаписанного - получите нобелевку.
)
Чтобы ни дня в жизни не работать, на практике совмещаю работу с хобби.Перейти на vladimir-coslow.narod.ru/index.html
1 эксперт не согласен
Какой вопрос такой и ответ. Чем меньше философов рассуждают о Computer Science и что сейчас понимают под AI(ИИ) и... Читать дальше
По образованию техник по автоматизации, ВК: /fiz_bio_hrono  · 28 мар 2022
Конкретного понятия "живой интеллект" нет! Существует понятие естественного и искусственного интеллекта.  Для начала следует понимать, что  интеллект (разум) - это сложноорганизованная система, способная самообучению, мышлению.  Жизнь - результат процесса игры взаимодействий материи, в которой одна её часть приобрела свойство запоминать вероятности появления удач и... Читать далее
Так в чём прямая разница-то?
Определение вместо неясных рассуждений можно?
Вопрос-то в этом - определите разницу.
программист  · 20 мар 2022
С искусственным всё понятно - он работает по известным алгоритмам, на каждом шаге можно проконтролировать что, как и почему он делает. "Живой" - слабо изучен.
"На каждом шаге можно проконтролировать что, как и почему он делает" - вы ошибаетесь, как раз тут "тёмный лес"даже... Читать дальше
Живая природа как источник знаний, законы мироздания как путь для разумного человечества...  · 27 мар 2022
Для продвинутого калькулятора называющегося ИИ - в названии слово Интеллект выглядит лишним, к слову  искуственные нейронные сети тоже никакими нейронами и тем более их возможностями и способностями даже  близко не обладают, просто их создатели взяли и назвали их именно так, скоромненько, соответственно ни о каком сравнении ИИ и ЖИ как разных интеллектов речи быть не... Читать далее
IT, технологии, машинное обучение, экономика, соционика, будущее  · 27 мар 2022
Предполагаю, что таких определений множество. Но если вы вопрос адресовали мне, то для меня различие состоит в применении абстрактных концепций. То есть у человека за счет психики есть абстрактное мышление, оно далеко не математическое по своей сути, но оно в конечно счете позволяет нам формировать новые теории в том числе и математические наравне с футуристическими и... Читать далее
Что-то я не понял ничего...
Консультации по вопросам цифровых разногласий между человеком и машиной  · 26 мар 2022
Механизм образования искусственного интеллекта от первой осмысленной идеи до сегодняшнего состояния - научно идентифицирован и определен как творческий продукт. В отношении естественного интеллекта нет научного протокола с четкой аутентификацией цикла эволюции. Мы не знаем, что стало предпосылкой для возможности для зарождения естественного механизма этого психофизическо... Читать далее
Ох, как мудрёно всё написано! Но смысл прост - ответ вы не знаете.
Я правильно понял?
Я - начинающий программист чайник, который разбирается в некоторых азах Операционной...  · 20 мар 2022
Здравствуйте, я понимаю это так:
Искуственный интеллект - это способность компьютера обучаться, принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту. Тоесть любая программа
А "живой интелект" - это искусственный интеллект нацеленый на подражание человеку
Вы неправильно поняли. Речь о чёткой разнице между ИИ и человеком.
Что скажете?
Рабочий,увлекаюсь словом  · 26 мар 2022
искуственный - истина кустарной верности, собственный. Живой (жизненный) - движением вселенной организованный, начальный, мысли не изолированы собственным именно, питаются красотой космоса. Именно - именное тело, ограниченное иерархиями рода.
1 эксперт не согласен
Секта какая то получается