Нет в этом никакой заслуги Маркса.
Термин «материализм» был введён
Готфридом Лейбницем: словом «материалисты» он характеризовал и
Эпикура, которого считал своим предшественником, и часть противников своего синтеза материализма и идеализма.
В европейской философии дихотомия «материальное — имматериальное» («идеальное», «духовное», «сверхчувственное») складывалась уже в IV веке до н. э.
Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые
милетские «физики» —
Фалес (624—548 до н. э.),
Анаксимандр (611—547 до н. э.) и
Анаксимен (585—528 до н. э.).
Материалистические идеи нашли отражение и в истории
восточной философии (
Китай,
Корея,
Япония,
Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был
Аджита Кесакамбала. По мнению некоторых исследователей, глубокие исторические корни имеет материалистическая
традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ
Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.
Маркс и прежде всего Энгельс нагородили что-то об историческом материализме и диалектическом материализме. Ничего научного в этом нет.
Смысл всего материализма в том, что материальное первично, духовное - вторично. Без материи нет духа. Дух - порождение материи. Только и всего.