Вопрос: "В чем разница между эмпиризмом и рационализмом в философии ?"
Философская Энциклопедия: "рационализм, - (происходит от лат. rationalis разумный)". "Рационализм это философское направление - в эпистемологии, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания". Рациональное - это значит доступное разумному пониманию, логически непротиворечивое и соответствуещее принятым законам лигики и закона непротиворечия. Поэтому классический рационализм признает разум основой познания и соответственно, нравственное состояние личности, субстанционального носителя свойств идеального пространства (душа). Поэтому "рациональное" - это познание недоступное опыту объектов (сущностей, целостностей, общего в вещах, вещей-в-себе ). Поэтому современное научное, рациональное познание воспроизводится путем оперирования знаками, символами, моделями и иными репрезентантами. Но ввиду того, что акциденция Разума принадлежит Абсолютной, Вечной Субстанции идеального пространства, то обнаружение "единичного" сверхчувственного бытия, осуществляется посредством свойств души человека. Поэтому классическая философия предлагала онтологический характер понимания в виде универсального предпониманиеюя, то есть рассматривала разум, как субстанциональное свойство носителя этих свойств (душа) идеального пространства.Разум Гераклит характеризует как "божественный" : "Ибо все человеческие законы питаются единым божественным Разумом, Умом. Ибо последний господствует настолько ему угодно давлеет всему и все побеждает". Этот правящий миром закон, есть по Гераклиту "Слово или Логос, Λογος, Бог, Разум, Ум, Абсолютный Разум и люди имеют с Ним постоянное общение, благодаря свойствам субстанционального носителя идеального пространства. Поэтому природа человека метафизична. Потому что источником мудрости, разумности, - есть субстанциональное свойство души: 1Цар. 2:3, Дан. 2:20-22, 1Кор. 2:13, 12:8. В этой связи, рациональное тождественно "разумный", обусловленое разумом, то есть доступное разумному пониманию, логически непротиворечивое. Противоположное познание рационализму является эмпирическое, то есть опытное, которое выдвинули сторонники материалистической философии, которые отдают предпочтение сознанию(клетке мозга). В этой связи, реальные вещи могут воспроизводится, наделённые свойством высокоорганизованной материи бездоказательно и иметь субъективно -реальное существование, в выраженное (через сознание, мышление) в знаках пространства-времени. Но возникает вопрос: откуда берутся эти образы, согласно марксистско-ленинской теории отражения окружающей действительности? Поскольку материалистическая философия познает "объективную реальность, независимую от человеческого сознания", но тем не менее, материя дает человеку знание!! Поэтому Рационализм Нового времени признает сознание субъекта основой познания и конвенционализма, принижая роль преемственности и авторитета классической философии и авторитета церкви. Потому что философы-марксисты определяют реальность как объективно существующие вещи, то есть свойства и отношения приписывают бездоказательно материи. Поэтому основным содержанием научного, метода является подведение индивидуального под всеобщее, и с этим связана материалистическая, философская герменевтика. Потому что происходит апогенез и нарушается связь между отдельными представлениями, при которых одно представление переходит в другое (ассоциация). Поэтому эмпирическое познание неопозитивизма создают новый протокольный язык и новые требования верификации в научном эмпирическом опыте, то есть рассудочным, и опытным научным доказательством, является только протокольный язык и не более, который отличается от естественного и поэтому является не доступным для понимания. Поэтому особый статус феномена понимания связан с критикой классического рационализма с его субъект-объективным противопоставлением, внеположностью исследователя к Объекту познания и соответственно и методу объяснения. Поэтому возникают проблема подхода к одному и тому же понятию, явлений, которое является следствием мировоззренческого представления о мире.