Основной вопрос философии состоит в том, в чём же состоит основной вопрос философии. Это придумал не я, а не кто иной, как Хайдеггер. Я-то считаю, что основной вопрос философии состоит в открытии всё новых конечных целей, всё новых высших ценностей, всё новых фундаментальных критериев оценки.
Абсолютное же большинство любителей, так же как и немалая часть людей с профильным образованием, по-прежнему, часто нерефлексивно, следуют школьному марксизму-ленинизму, будучи свято уверены, что “великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию”, или, как пишут в квазимарленовских учебниках, это вопрос о том, что первично — идеи или материя.
Вообще вопрос о первоначале [архэ], модификацией которого является вопрос о соотношении духа и материи — это вопрос метафизики. А не все философы заинтересованы в таком подходе, некоторые пытаются забыть метафизику как таковую и заняться чем-нибудь другим.
Камю, например, считал, что важнее выяснить, стоит ли жить — а может, лучше покончить с собой.
Платон считал, что “те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним – умиранием и смертью".
В Средние века философы, жившие западнее Инда, полагали, что философия подчинена задаче богопознания и является служанкой теологии либо Писания. Фома Аквинский, например, писал, что философия познаёт Бога в аспекте божественности.
В позднейшие времена этот вопрос также никуда не делся, хотя и получил некоторые опосредованные формы. Например, Вл.Соловьёв считал, что задача философии — "оправдание веры отцов на новой ступени разумного сознания".
Кант считал, что главный вопрос философии — "что есть человек?", который включает в себя вопросы "что я могу знать?", "на что я смею надеяться?" и "что я должен делать?".
Позитивисты разных волн сходятся на том, что философия должна служить методологией "конкретных наук".
Получается, Хайдеггер, для которого история философии есть история самого бытия в его самораскрытии, был прав.