Вопрос :"Невидимое доказать (дать доказательство)".
Аристотель в своих "Аналитиках" предлагает ход мысли характерный для аристотелевской теории доказательства. Первая теория состоит в утверждении, что ИСХОДНЫЕ НАЧАЛА доказательства- СУЩНОСТИ (Первой Сущности, Бога) и свойств сущности человека (идеи души), природа которых недоступна доказательству.
А во ВТОРОМ УТВЕРЖДЕНИИ говорит, что ДОКАЗАТЕЛЬСТВО все же СПОСОБНО ПОЛУЧАТЬ из СУЩНОСТЕЙ СВОЙСТВА (акциденции), вытекающие из их природы. Достигается это посредством деления. Для этого необходимо "брать все,
относящееся к существу (вещи), и делением (все) расположить по порядку, постулируя первичное и ничего не оставляя без внимания. И это (ПРИПИСЫВАЕМОЕ) необходимо содержит"ОПРЕДЕЛЕНИЕ". ОПРЕДЕЛЕНИЕ, - дефиниция (от лат. «definitio» – «предел», «граница») – "логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка". ИЛИ КАК дефиниция, - лат. defenitio ограничение, логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Так что "если все приписываемое обозначается как (присущее) само по себе,
а то, что есть само по себе есть сущность - человек, который не бесконечен, то существует предел по направлению вверх и, следовательно, по направлению вниз» [там
же] (т. е. имеет связь, сходство). Отсюда Аристотель выводит, что необходимо должны быть начала ДОКАЗАТЕЛЬСТВ и что НЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВСЕГО [см. там же]. В конце концов, мы дойдем до начал, составляющих НЕЗАВИСИМУЮ ОСНОВУ всех ЗАВИСИМЫХ от НИХ ПОЛОЖЕНИЙ: эти начала уже не доказываются (свойства Сущности, Субстанции), если все включается в деление и ничего не упускается" (Аристотель, 2. II,). Силлогизм, лишенный того, что делает его доказательным, не способен дать знания о необходимой причинной связи, то есть свойств Первой Сущности, Субстанции идеального пространства и души человека, как невидимый духовный субстрат, но реализуемый в пространстве-времени. Только при НАЛИЧИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ знанию НЕ УГРОЖАЕТ РЕГРЕСС в БЕСКОНЕЧНОСТЬ, а доказательство получает необходимый для него ОТПРАВНОЙ пункт. Поэтому для определения отправного пункта служит основанием: СУБСТАНЦИЯ - лат. substantia - Сущность, ПОНЯТИЕ ориентированное на ОПРЕДЕЛЕНИЕ "как Сущность всех вещей и явлений, как общее представление общей, самостоятельной основы, характеризующая единство и взаимосвязь, которая в своих сочетаниях образует различные сочетания связи в многообразие своих форм бытия". Субстанция, - это то что имеет определённые акциденции. Подобные акциденции могут быть случайными (рост человек, цвет волос) и необходимыми (разумность, как божественная акциденция, самостоятельность), то есть свойство невидимой души, ее разумности, как сходство, богоподобие. Индивидуальный человек - это субстанцианальный носитель этих свойств. Умопостигаемое, божественное свойство, в отличае от чувственного восприятия, имеет неотъемлемые свойства: благость, мудрость, любовь, добро итд. Поэтому для такого знания в известном смысле лучше, если причинная связь интерпретирована в понятиях СОДЕРЖАНИЯ, например: «смертность принадлежит человеку», а вечность трансцендентной Субстанции, Первопричине, Абсолютному Разуму, Логосу, Нусу, Уму ("противолежащий субстрат и суть бытия"). Поэтому для взаимной соотнесенности всех элементов этого целого должен существовать выше такого целого Источник творения Первопричина, как и для поддержания существования таких соотнесенных друг с другом элементов, то есть ОСНОВА, СУБСТАНЦИЯ идеального пространства. Существовать, осуществить бытие соотносится с внутренней жизнью человека, его невидимой души в метафизической природе человека. Существовать значит наличествовать, то есть бытовать в видимом пространстве, действовать, "быть налицо" для других в простанстве множественности. Бытие относится к природному свойству, то есть бытие божественное, или бытие множественности. Аристотель часто дает именно такую
интерпретацию. Но еще важнее для него интерпретация причинной
СВЯЗИ как включения. Это или включение частного в ОБЩЕЕ, или вида в род посредством выделения видового различия, или единичного экземпляра в класс. Поэтому и знание о ПРИЧИНЕ есть знание об ОБЩЕМ. Во всех
доказательствах, выясняющих принадлежность некоторого свойства, некоторой Сущности, ПРИЧИНА - ВСЕОБЩАЯ. ПЕРВОПРИЧИНА, "ПЕРВАЯ СУЩНОСТЬ есть свойство содержания более обширного всеобщего и вместе с тем содержит в себе менее широкое всеобщее или же свойственное этому всеобщему:
коллективную или единичную". Субстанция предполагает отношение между свойствами, отношением и Субстанцией, которую называют ингеренцией (лат. пер. быть связанным с чем-либо), а характер бытия Субстанции, называют субсистенцией, - это Её самостоятельность. Основные свойства Субстанции называют атрибуты. Поэтому такое суждение Аристотеля обусловлено убеждением в
том, что общность может существовать только между подчиненными
одно другому понятиями как СОДЕРЖАНИЕ и СВЯЗЬ. «Нельзя, следовательно, - утверждает Аристотель, - вести доказательство так, чтобы из ОДНОГО РОДА ПЕРЕХОДИТЬ в ДРУГОЙ … НЕЛЬЗЯ как геометрическое положение доказать при помощи арифметики» или род животного и его переход на род и вид человека (Аристотель, 2. I, 7) ; «…арифметическое доказательство всегда имеет дело с тем родом, относительно которого ведется (это) доказательство» (там же), (вообще) нельзя доказать посредством одной науки (положения) другой, за исключением тех (случаев),
когда (науки) так относятся друг к другу, что одна подчинена другой,
каково, например, отношение оптики к геометрии и гармонии - к арифметике» (там же)-(цит. по: Аристотель, Н. Лосский).