Вопрос :"Относительно чего можно двигаться во времени?"
Движение не может быть случайным. Материалистическая теория движения основана на теории Галилея движения тела по инерции, но тело которое приведено в движение по наклонной не может находится в движении вечно, так как оно все равно когда-то остановится. "Поэтому Декарт ставит вопрос о субстанции: есть ли у мира некая субстанция, которая объединяла бы столь большое количество разнообразных явлений? Если субстанция существует, то только ОДНА, ибо СУБСТАНЦИЯ
ЕСТЬ «вещь, коя СУЩЕСТВУЕТ, совершенно НЕ НУЖДАЮСЬ для своего БЫТИЯ в ДРУГОЙ вещи» (3, т. 1, с. 334). Такой СУБСТАНЦИЕЙ может
быть лишь БОГ- несотворенная субстанция. Поэтому единственным атрибутом сотворенной
материальной субстанции является протяженность.
Таким образом, есть две сотворенных субстанции: мышление и
протяженность в пространстве-времени. ПОЭТОМУ ДВИЖЕНИЕ "не есть субстанциальное свойство материи, ибо можно представить себе вещь и недвижущейся. Но тем не менее движение в мире
существует, поскольку мир был приведен в движение Богом. Декарт в данном положении является чистым деистом, т. е. для него
вопрос об участии Бога в движении мира рассматривается только
с точки зрения первоначального толчка". То есть: толкни тело – и оно будет вечно двигаться."Бог сообщил миру некоторое количество движения и в дальнейшем в процесс движения мира не вмешивается. Исходя из этого положения, Декарт вывел различные законы
движения, в том числе закон сохранения количества движения (закон сохранения импульса). Правда, впоследствии Лейбниц будет
критиковать Декарта, утверждая, что нужно говорить не о законе
сохранения количества движения, а о законе сохранения энергии.
Поэтому если говорить о Боге как первоначальном толчке, то нужно говорить о Нем как о Существе, давшем некоторое количество энергии. Но, как мы знаем, в физике существует и закон сохранения количества движения, открытый Декартом, и закон сохранения энергии, открытый Лейбницем". Потому что главное свойство материи, - это качество, которое может быть, а может не быть (материал), то есть "потенциальная возможность", следовательно наш мир имеет начало. Потому что движение, по всей видимости, совершается относительно законов Вселенной, установленных Богом. Поэтому Боэций говорит, что бытие только в Боге и сущности тождественны, поэтому только БОГ есть ПРОСТАЯ СУБСТАНЦИЯ, КОТОРАЯ НИЧЕМУ НЕ ПРИЧАСТНА, НО КОТОРОЙ ПРИЧАСТНЫ ВСЕ,- ПЕРВОПРИЧИНА. Следовательно, Существует Тот, Кто имеет Абсолютный Разум, Кто абсолютно знает, что истинно, а что не истинно и Это есть Благо (Платон). Этот правящий миром закон, есть по Гераклиту "Слово" или Логос, Λογος Второе Лицо Триипостасного Бога и люди имеют с Ним постоянное общение", как субстанциональные носители свойств своей души идеального, чистого Бытия. Поэтому субстанция мира одна – БОЖЕСТВЕННАЯ СУБСТАНЦИЯ, имеющая ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ: сотворенную материю и дух. Поэтому можно сказать, что Галилей поторопился со своими выводами, а поспешность в науке ни к чему хорошему не ведет. Современный ученый Вернер Гейзенберг не согласен с такой теорией Галилея, - движение тела по наклонной прямой (цит. по: лекции по Западной философии к. ф-м. н. профессора Лега В. П.).