Видите ли, в чём проблема. Если мы хотим разобраться в вопросе, то досужих сплетен будет нам недостаточно и мы приложим усилия, чтобы задавать "правильные вопросы". Иной раз, думая над тем, как задать вопрос правильно, мы сами обнаруживаем ответ на него.
Факты о мире, о жизни, объединяясь, предстают в виде предложений. Мысль — это осмысленное предложение.
Словами Витгенштейна:
То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует промолчать
Зачем такое отступление? Что не так с вопросом? — На первый взгляд он кажется логичным, но в нём уже содержится ряд допущений, не разобравшись с которыми, мы не можем дать ответа по существу.
И здесь таких допущений огромное множество, как то:
- Существует ли душа. — Где? В воображении? В астрале? В религии? [в какой?] В литературе? У греков? .... Что такое существование для души, с которой мы разобрались, ответив на предыдущие вопросы? Возможна ли "несуществующая" душа?
- Душа у человека. — Широкой души человек, душевный человек, душенька... Вытрясти душу... Души в аду у Данте...
- Существует ли душа у человека? — Да разве ж это жизнь! Сплошное существование! ...
- Все процессы. — Ну, разобравшись с душой, нам уже проще понять что за "процессы": альбедо, негредо, депрессия, тёмная ночь души, изгнание из Рая, душеспасительная беседа, искушение, душа в пятки....
- С биологической точки зрения. — Так по-русски не говорят! Есть точка зрения у Ивана Петровича, а у биологии, не имеющей субъективности, точки зрения нет и быть не может. Павлов считал себя человеком верующим, а Распикин глубокий атеист. Он верит в то, что никакой души нет ни в стенках кишечника, ни за пределами оных. Соответственно, не существует оппозиции между биологией и религией самой по себе. Её нужно обозначить. В чём, собственно, конфликт?
Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.