Следует понимать, что изначальная
греческая (hyle) “
гилозоистична”, она имеет свойства живого вещества. Наша душа связана с общим мировым процессом, она есть одна из его стадий. Единый массив жизни, подобный лесу, — живому и дающему жизнь.
МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им; в материалистической философии – субстанциальная основа всех вещей и явлений; в идеализме – косное вещество, противостоящее творчески активному духу, небытие, ничто.
Деление на живую и неживую материю условно. Можно говорить о способности живого противостоять энтропии; к волеизъявлению, размножению, самосохранению, реакции на боль и внешние раздражители... в противовес инертности вещи, неживого предмета. Но важно при этом понимать условность такого противопоставления, учитывать контекст, в котором это деление рассматривается.
Вещество, материя есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие; движение как таковое есть не что иное, как совокупность всех чувственно воспринимаемых форм движения; такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения; и поскольку мы познаём последние, постольку мы познаём также и материю и движение как таковые. Ф.Энгельс
Согласно Гегелю:
Материя есть…простое лишенное различий тождество, которое есть сущность, с тем определением, что она есть другое формы.
Живая форма (её другое) или не живая? — Как Вам угодно!
Понимать материю как пассивное противостояние активному эйдосу — типичная ошибка. После всего что я тут говорил и цитировал слушавший мне возражает: «Нет, всё-таки у Аристотеля эйдос и материя очень противопоставлены». Я повторю: они не противопоставлены вовсе, материя подлежащее, а не противолежащее. Материя это эйдос в потенции не в том смысле, что из нее можно изготовить эйдос, а в том смысле, что она хочет стать эйдосом и тянется к смыслу, сама от себя. В.Бибихин