О неполноте философских понятий могу судить лишь по тому, с чем соприкасался непосредственно, а именно, - понятия, связанные с описанием диалектических знаний.
Однако, могу заметить, что практически все определения понятий, используемые, в частности, философией, "страдают" неполнотой и не могут быть использованы для обеспечения непротиворечивости любой системы философских знаний.
Что же касается понятий, используемых в диалектике, то
во-первых, ни объективная, ни субъективная диалектика не классифицирует противоречия, а значит не имеет целостной системы, создающей основу различий,
во-вторых, из-за отсутствия классификации противоречий определение категорий диалектики чисто субъективно, что характеризует диалектику как не-науку,
в-третьих, законы диалектики (три базовых закона диалектики) не имеют достаточного основания, что исключает возможность определения диалектических знаний как логически истинных,
и т.д.
Чтобы перечислить все недостатки "предшествующей диалектики", надо изложить гораздо больше информации, чем будет содержать логически непротиворечивая система диалектических знаний. На такую "научную систему" претендует, так называемая "символическая диалектика", которая представляет собой обобщенную систему знаний, обработанную аппаратом символической логики. "Символическая диалектика" объединила в себе всю "предшествующую диалектику" в ее "сухом остатке."
Основы символической диалектики изложены в работе "Логика диалектики". Конечно же, в отличии от "предшествующей диалектики", символическая диалектика не содержит субъективного фактора. В основе ее системы лежит математика.
Так например, в символической диалектики противоречия классифицируются по количественному признаку (количество противоположных категорий), а такие характеристики противоречий диалектики, как
взаимоисключение и взаимодополнение;
взаимополагание и взаимоотрицание;
поляризация сторон, взаимопроникновение противоположностей; возникновение новой целостности и снятие противоречий; формирование нового противоречия на базе различий противоположностей;
сохранились лишь в описательной части основ символической диалектики, так как являются прямым следствием трех законов Гегеля.
Основные категории диалектики выражают виды противоречий:
1) логическое (единичное) противоречие - истина и ложь;
2) интегративное (двоичное) противоречие - внутреннее и внешнее:
содержание и форма;
3) историческое (троичное) противоречие - прошлое, настоящее и будущее:
причина, действие и следствие.
4) иерархическое (четверичное) противоречие - строение, действие, отношение и связь:
духовный слой (связь) - разумно-рассудочный уровень;
душевный слой (отношение) - чувственно-эмоциональный уровень;
жизненный слой (действие) - инстинктивно-рефлекторный уровень;
вещественный слой (строение) - физико-химический уровень.
А самое важное, что символическая диалектика, в отличие от "предшествующей диалектики" обрела достаточное основание для трех законов Гегеля. Этим основанием стал основной закон диалектики - "закон сохранения противоречия", который имет математическое выражение как в дифференциальной, так и в интегративной форме. Из закона сохранения противоречия через классификацию противоречий и определение (дефиницию) основных и производных категорий логическим путем следуют три закона Гегеля.
Понятия и категории символической диалектики являются терминами, дефиниции которых достаточны для обеспечения непротиворечивости системы знаний диалектики - знаний о противоположностях и противоречиях.
Определение символической диалектики как систематизированных символической логикой знаний о противоречиях - также является существенным отличием от "предшествующей диалектики", собственным предметом которой является связь, движение и развитие в природе, человеческом обществе и познании, причем в онтологическом аспекте теория диалектики выступает как система знания о всеобщих формах и закономерностях связи, движения и развития, в гносеологическом аспекте — как система познания всеобщих форм и закономерностей связи, движения и развития, в логическом аспекте—как система мышления, осознания связи, движения и развития в их наиболее общих.
Это определение, а также категории законов Гегеля, обрели характер производных знаний.
Диалектика - наука о противоречиях.
Одним из существенных результатов обобщения и систематизации знаний, составляющих "предшествующую диалектику", стало открытие метода семантической индукции, без которого невозможно само существование диалектического познания. Сам же метод семантической индукции, ни только исключил из индуктивных рассуждений, не справедливо навязанный (методами, от которых формальная логика избавилась, приписав их к индуктивным) вероятностный характер выводов (в рамках современной логики индукция разрабатывается с применением теории вероятности), но и обогатил логику средством верификации толкований, определений и дефиниций, что в дальнейшем обеспечивает возможность создания полноценных языков науки, как содержательных оснований языкового выражения результатов познавательной деятельности.
К слову, о познавательной деятельности... В символической диалектики процесс познания с точки зрения интегративности (целостности) выражения определяется пятью парами противоположностей формально-содержательного характера. Эти пять пар категорий процесса познавательной деятельности соответствуют десяти "категорическим" вопросам познания, которые в толковых словарях имеют определения, выделяющие эти вопросы в категорию основных. Все остальные вопросы являются производными от этих десяти:
собственник и собственность (кто? и чей?);
сущность и существование (что? и как?);
качество и количество (какой? и сколько?);
причина и цель (почему? и зачем?);
время и пространство (когда? и где?).
Кроме того, выведен терминальный закон этики, который отличается объективным характером от категорических императивов Канта.
Сформулированы как недостающие и восполняющие недостаток целостности основы для создания научных теорий и законов:
принцип непротивления (в противоположность принципу противодействия),
принцип сопричастности,
принцип сопричинности,
принцип содействия.
Объяснено (физическое) явление электромагнитной сеактивности (самодействия в замкнутых электрических системах), которое имеет место пока только в теории.
В символической диалектике изучаются не только периодические (бесконечные) процессы (закон отрицания отрицания; тезис-антитезис-синтез), но и конечные процессы (антитезис-тезис-синтез). Тем самым из диалектических знаний было исключено плоско-двумерное понимание процесса развития.
И еще много изменений, которые возникли в результате систематизации диалектики...
Все понятия, составляющие специфический язык символической диалектики имеют определения, отличающиеся от имеющихся в толковых и терминологических словарях. Это обусловлено в первую очередь спецификой символической диалектики (наука о противоречиях). Диалектические понятия приобрели специфику языка науки о противоречиях. И это лишь начало, поскольку в "Логике диалектике" изложены лишь основы символической диалектики.
Еще много предстоит понять и много сформулировать полноценных определений понятий, сохраняющих непротиворечивость системы знаний символической диалектики.