Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие философские понятия, на ваш взгляд, мало изучены или не освещены в достаточной степени? С чем стоило бы поработать?

ОбразованиеФилософияНаука
Анонимный вопрос
Философия
  · 6,6 K
О неполноте философских понятий могу судить лишь по тому, с чем соприкасался непосредственно, а именно, - понятия, связанные с описанием диалектических знаний.
Однако, могу заметить, что практически все определения понятий, используемые, в частности, философией, "страдают" неполнотой и не могут быть использованы для обеспечения непротиворечивости любой системы философских знаний.
Что же касается понятий, используемых в диалектике, то
во-первых, ни объективная, ни субъективная диалектика не классифицирует противоречия, а значит не имеет целостной системы, создающей основу различий,
во-вторых, из-за отсутствия классификации противоречий определение категорий диалектики чисто субъективно, что характеризует диалектику как не-науку,
в-третьих, законы диалектики (три базовых закона диалектики) не имеют достаточного основания, что исключает возможность определения диалектических знаний как логически истинных,
и т.д.
Чтобы перечислить все недостатки "предшествующей диалектики", надо изложить гораздо больше информации, чем будет содержать логически непротиворечивая система диалектических знаний. На такую "научную систему" претендует, так называемая "символическая диалектика", которая представляет собой обобщенную систему знаний, обработанную аппаратом символической логики. "Символическая диалектика" объединила в себе всю "предшествующую диалектику" в ее "сухом остатке."
Основы символической диалектики изложены в работе "Логика диалектики". Конечно же, в отличии от "предшествующей диалектики", символическая диалектика не содержит субъективного фактора. В основе ее системы лежит математика.
Так например, в символической диалектики противоречия классифицируются по количественному признаку (количество противоположных категорий), а такие характеристики противоречий диалектики, как
взаимоисключение и взаимодополнение;
взаимополагание и взаимоотрицание;
поляризация сторон, взаимопроникновение противоположностей; возникновение новой целостности и снятие противоречий; формирование нового противоречия на базе различий противоположностей;
сохранились лишь в описательной части основ символической диалектики, так как являются прямым следствием трех законов Гегеля.
Основные категории диалектики выражают виды противоречий:
1) логическое (единичное) противоречие - истина и ложь;
2) интегративное (двоичное) противоречие - внутреннее и внешнее:
содержание и форма;
3) историческое (троичное) противоречие - прошлое, настоящее и будущее:
причина, действие и следствие.
4) иерархическое (четверичное) противоречие - строение, действие, отношение и связь:
духовный слой (связь) - разумно-рассудочный уровень;
душевный слой (отношение) - чувственно-эмоциональный уровень;
жизненный слой (действие) - инстинктивно-рефлекторный уровень;
вещественный слой (строение) - физико-химический уровень.
А самое важное, что символическая диалектика, в отличие от "предшествующей диалектики" обрела достаточное основание для трех законов Гегеля. Этим основанием стал основной закон диалектики - "закон сохранения противоречия", который имет математическое выражение как в дифференциальной, так и в интегративной форме. Из закона сохранения противоречия через классификацию противоречий и определение (дефиницию) основных и производных категорий логическим путем следуют три закона Гегеля.
Понятия и категории символической диалектики являются терминами, дефиниции которых достаточны для обеспечения непротиворечивости системы знаний диалектики - знаний о противоположностях и противоречиях.
Определение символической диалектики как систематизированных символической логикой знаний о противоречиях - также является существенным отличием от "предшествующей диалектики", собственным предметом которой является связь, движение и развитие в природе, человеческом обществе и познании, причем в онтологическом аспекте теория диалектики выступает как система знания о всеобщих формах и закономерностях связи, движения и развития, в гносеологическом аспекте — как система познания всеобщих форм и закономерностей связи, движения и развития, в логическом аспекте—как система мышления, осознания связи, движения и развития в их наиболее общих.
Это определение, а также категории законов Гегеля, обрели характер производных знаний.
Диалектика - наука о противоречиях.
Одним из существенных результатов обобщения и систематизации знаний, составляющих "предшествующую диалектику", стало открытие метода семантической индукции, без которого невозможно само существование диалектического познания. Сам же метод семантической индукции, ни только исключил из индуктивных рассуждений, не справедливо навязанный (методами, от которых формальная логика избавилась, приписав их к индуктивным) вероятностный характер выводов (в рамках современной логики индукция разрабатывается с применением теории вероятности), но и обогатил логику средством верификации толкований, определений и дефиниций, что в дальнейшем обеспечивает возможность создания полноценных языков науки, как содержательных оснований языкового выражения результатов познавательной деятельности.
К слову, о познавательной деятельности... В символической диалектики процесс познания с точки зрения интегративности (целостности) выражения определяется пятью парами противоположностей формально-содержательного характера. Эти пять пар категорий процесса познавательной деятельности соответствуют десяти "категорическим" вопросам познания, которые в толковых словарях имеют определения, выделяющие эти вопросы в категорию основных. Все остальные вопросы являются производными от этих десяти:
собственник и собственность (кто? и чей?);
сущность и существование (что? и как?);
качество и количество (какой? и сколько?);
причина и цель (почему? и зачем?);
время и пространство (когда? и где?).
Кроме того, выведен терминальный закон этики, который отличается объективным характером от категорических императивов Канта.
Сформулированы как недостающие и восполняющие недостаток целостности основы для создания научных теорий и законов:
принцип непротивления (в противоположность принципу противодействия),
принцип сопричастности,
принцип сопричинности,
принцип содействия.
Объяснено (физическое) явление электромагнитной сеактивности (самодействия в замкнутых электрических системах), которое имеет место пока только в теории.
В символической диалектике изучаются не только периодические (бесконечные) процессы (закон отрицания отрицания; тезис-антитезис-синтез), но и конечные процессы (антитезис-тезис-синтез). Тем самым из диалектических знаний было исключено плоско-двумерное понимание процесса развития.
И еще много изменений, которые возникли в результате систематизации диалектики...
Все понятия, составляющие специфический язык символической диалектики имеют определения, отличающиеся от имеющихся в толковых и терминологических словарях. Это обусловлено в первую очередь спецификой символической диалектики (наука о противоречиях). Диалектические понятия приобрели специфику языка науки о противоречиях. И это лишь начало, поскольку в "Логике диалектике" изложены лишь основы символической диалектики.
Еще много предстоит понять и много сформулировать полноценных определений понятий, сохраняющих непротиворечивость системы знаний символической диалектики.
1 эксперт согласени1 эксперт не согласен
> О неполноте философских понятий могу судить лишь по тому, с чем соприкасался непосредственно, а именно, -... Читать дальше
Сертифицированный коуч (ICF, ICM). Писатель. Помогу найти дело жизни, обрести уверенность...  · 23 дек 2021  · wapp.click/79513201746
Думаю, что стоит обратить внимание на движение! ;)
Найти дело жизни. Уверенность. Самооценка. Самопроектирование. Персональный коучПерейти на t.me/martyncoach
Движение, как я понимаю - единственное свойство субстанции (некой "не-изменной сущности всех вещей") Будучи предост... Читать дальше
Научный сотрудник РАН. Последователь релятивно-иерархического принципа Гладышева - Зуева...  · 26 дек 2021
Старый как мир основной вопрос философии с точки зрения недавно предложенного (1997 г.) принципа иерархической относительности оказался далеко "не проработанным", "мало изученным" и "не освещённым". См. ссылку в моём комментарии от 26.12.2021.
Автор удалил комментарий
НЧОУ ВО "Северный институт предпринимательства" был основан в 1993 году  · 23 дек 2021
На мой взгляд, плохо проработана тема - индивидуальная философия ума, потому что каждый человек по своей природе уникален и соответственно философия у каждого разная. Однако, должны присутствовать некие связующие моменты между индивидуальными философскими взглядами каждого человека
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 19 янв 2022
Я понимаю, когда Гегель какой-нибудь почитает современное ему государство совершенством. Или когда Маркс какой-нибудь переходит от думания к конкретному переустройству мира, пусть и чудовищно Понимаю, когда философов гонят-прессуют-казнят. Но когда эта братия самодовольно разглагольствует о чём угодно, один другого важнее-замысловатее, а при этом гниль как правила, так... Читать далее
А когда какой- нибудь Игорь Лев разоблачил всех этих мудрецов, уличил их в богомерзких помыслах, все они... Читать дальше
Информационные технологии - искусство и бизнес.  · 24 дек 2021
Практически не проработан вопрос теории времени.
Слабо проработаны вопросы, связанные с бесконечностью. Например с бесконечностью микромира.
1 эксперт согласен
Проблема слабой проработки подобных теоретических вопросов (бесплодность) возможно коренится в слабой связи... Читать дальше
Просветитель, меня интересует моральная терминология в строго научных, логически...  · 23 дек 2021
Что есть жизнь, с т.зр. Бога, нас создавшего?
Что значит "живой", полагаю, понятно:
«Живой, означает – СПОСОБНЫЙ,
при благоприятных условиях, исполнять "функцию жизни"».
Но, что есть "функция жизни", т.е. зачем мы созданы Богом?
2 эксперта согласны
Timur Khuade
подтверждает
24 декабря 2021
Ответ из категории "личное мнение" не может быть недостоверным.
слесарь-электрик, ценитель резкости и краткости  · 22 дек 2021
Во первых - на данный момент нету никакой онтологии (учения о причинах и перспективах существования)
во-вторых - понятие о сущности представляет собой бездонную прореху
в-третьих - рассуждатели умудряются обходиться без вразумительных определений "что есть человек" и "что такое мудрость"...
так что дел полно - буквально "непочатый край".
Физика, компьютеры, электроника, велосипед, политика, диванный философ, диванный...  · 25 дек 2021
Я думаю, что это всё, что связано с символом, смыслом, той частью реальности,которую отражает символ, и отношениями между ними включая то, как связь символов связана со связью того, что они отражают в реальном мире. Почему брошенному камню, тобы лететь в поле тяжести, никакие символы не требуются, а нам, для осмысления происходящего, понадобилась механика Ньютона и... Читать далее
"инженерная философия", называемая мною "диантология" ... как частный раздел её - ПГИ...  · 30 дек 2021
лично меня больше всего интересует вопрос отличия понятий по линии разделения их на натурально-представленные и условно-назначенные (человеком для облегчения модельно-аналитического понимания вещей) ... в этой связи считаю полезным различить все категории понятий (особенно философские) на "натуральные" и "условные" с собственными обозначениями - "натургент" и... Читать далее
Вообще то есть специальные термины - "феномен" и "ноумен" как будто для этого.