Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Фотограф со смыслом  · 18 мая 2021

«Эволюция фотографа» (насмотренность)

Тема Насмотренность или визуальная культура.
Завершая тему эволюции считаю важным коснуться вопроса насмотренности, т.к. очень часто от различных мастеров слышу о важности этого качества и необходимости его наращивания. Скажу свою позицию и объясню почему, на мой взгляд, ее не раскрывают должным образом и в итоге вводят людей в заблуждение.
  1. Насмотренность — это ваш визуальный опыт. Благодаря ей, в нашей голове формируется большая "библиотека" идеальных образцов, с которыми мы можем сравнивать все другие картинки, которые попадаются нам на глаза и решать: качественные/красивые/пригодные они или нет. (из открытых источников инета)
Но на самом деле слова «насмотренность» нет ни в одном словаре
Более глубокое определение - «способность анализировать увиденное, ориентироваться в тенденциях и находить причинно-следственные связи формообразования». Вот здесь есть несколько очень важных моментов, разберем их далее.
  1. Польза насмотренности – это создание ориентиров, неких эталонов, первообразов в своей голове на которые далее в своем творчестве вы будете ориентироваться. Если библиотека образов создана на опыте и работах людей достигших, к примеру, славы, это поможет вам прийти к славе, если на финансовом успехе – приведет к деньгам, если на уникальности – раскроет это и в вас и т.д.
Вы получаете возможность трезвой оценки и сравнения своих работ с работами-эталонами, что необходимо для развивающегося мастера.
  1. Способность анализировать увиденное – это развивает логику. При насмотренности, когда вы от первого «вау» переходите к анализу и задаетесь вопросом - а как это сделано, а зачем так, почему и что же хотел сказать автор?
  2. Причинно-следственные связи – это важнейший элемент виденья! Способность от насмотренности перейти к анализу отличает автора от формального исполнителя, развивает богатство вашего внутреннего мира. Появляется когда человек переходит от количества просмотров к их качеству, а вот далее начинается самое интересное.
  1. Вред насмотренности – далее я скажу о том, что остается за кадром у тех, кто вещает, что вам нужно пересмотреть 100 крутых авторов, постоянно ходить по музеям и часами стоять перед картинами мастеров и т.д. А еще есть «великие мастера» которые будучи авторитетами в мире фотографии, на полном серьезе вещают, что создать ничего нового не получится, все уже было где-то увидено и услышано, а посему «кради, как художник» и т.д.
На мой взгляд, это не есть так, как они говорят, объясню почему. С позиции эволюции, есть этап становления человека, когда ему нужны хоть какие-то ориентиры в своем творчестве, т.к. на свои он еще не может опереться, талант не раскрыт, веры в себя недостаточно и вот здесь как раз и нужна насмотренность. Это лишь первый этап становления мастера! Далее, обретя ориентиры, он начинает копировать или подражать мастерам, обучаясь в этот момент, что очень хорошо и правильно. Затем наступает период, когда начинает формироваться собственный стиль и человек научился уже копировать, он начинает привносить что-то свое, но продолжает подражать мастерам и преклоняться перед авторитетами.
Вот на этом этапе и застревают многие мастера, т.к. что делать дальше не знают, а самостоятельно сделать шаг бояться, ибо сказано очередным высокообразованным мастером, что нет ничего нового…
А оно есть! Просто новое доступно человеку-творцу, а не подражателю. И вот здесь этап, когда человеку нужно сознательно стереть из своей головы всю насмотренность! Чем ее было больше, чем серьезней человек этим занимался, тем ему труднее и больнее будет это сделать. Нужно полностью отказаться от чужого опыта, стать «чистым листком», состояние младенца и впервые заглянуть внутрь себя, без каких-либо оценок и шаблонов, так рождается Мастер, человек-творец. Это переворачивает все в жизни человека, он как бы начинает все с нуля, но уже двигается по пути, на котором нет следов, ибо он идет СВОИМ путем.
Кто-то из мудрых сказал: «На истинном пути ты не найдешь следов от колесниц»
Желаю вам смелости и отваги на вашем пути!

сделать шаг бояться, ибо ЧТО ДЕЛАЮТ? БОЯТСЯ . Почему это самая распространенная ошибка? Очень простое правило

Дело не только в создании библиотеки эталонов и идеалов.

Главная польза от насмотренности, на мой взгляд, - это расширение горизонтов. Пока ты сидишь и творишь сам в себе ты даже не представляешь, а что еще можно делать. Это как в анекдоте: "А что, так тоже можно было?!". Например, всю жизнь боролся за резкость в фотографии, а потом узнал, что у размытых бывает своя эстетика. Это может и не стать идеалом, но ты поймешь, что так тоже можно. В какой-то момент используешь.

Вторая польза состоит в том, чтобы не изобретать велосипед. Возможно, те творческие задачи, которые ты пытаешь решить, уже с успехом решались другими людьми. Бери их наработки и расти дальше. Говорят, что когда российские художники (Левитан и прочие) посетили Всемирную выставку в Париже (год не помню) и увидели импрессионистов, то были потрясены тем, как далеко продвинулись европейские художники и как много времени русские художники потеряли, пытаясь решить то, что уже решено.

@Дмитрий Волков, Хорошее дополнение, благодарю!

Главный посыл статьи - это последний пункт, выход на собственного Левитана внутри себя:)) По пальцам можно посчитать таких фотографов, к великому сожалению. Надеюсь ситуация будет меняться!

Коллеги! Для учёного фото-факт имеет огромное значение, если помнить и не подменять им эстетическую и другие функции фотографии. Философия мгновенья, в этом высший смысл научного фото, где надо профессионально заснять, а потом всесторонне изучить статику и динамику своего объекта в движении. Получить от Природы снимок какого то явления, чтобы потом разобраться с его устройством и возможностью получения практической выгоды ( для Человека). В научном контексте фото - это призыв из Будущего, язык которого следует расшифровать, чтобы наметить верный путь движения.

Я тоже говорю что нужна насмотренность, даже ьут есть про нее пост, но я всегда говорю что это насмотренность из фил мов, фотографий, картин, мозаек, потолков храмов, уифрового искусства, архитектуры, природы других стран, в которой мы видим цветовые сочетание и другое распределение света. Насмотренность дает расширение инструментов, а так де понимание того что уже сделано, это позволяет не повторятся и смешивая все придумывать и создавать что-то свое. Конечно у всего всегда есть и плюс и минус, но если насмотреность наращивает творец, которому есть что сказать, то он всегда на свой стержень, свои мысли, свой взгля (который еще формируется и меняется) все это нанизает и будет благо)