Речь является одним из самых важных социальных навыков, поэтому АBA-терапия (Прикладной анализ поведения) включает множество упражнений и программ, направленные на развитие речи, на каком-бы уровне сейчас речь не находилась.
Есть дети, которые пока не могут общаться с помощью речи.
Есть те, кто пользуются системами альтернативной коммуникации.
Есть те, кто разговаривают, но, тем не менее, для них будут полезны программы по развитию речи.
Речь может, например, не соответствовать ситуации в которой она происходит.
Иногда мы слышим неестественный интонации, монотонность.
Речь может содержать повторяющиеся высказывания или фрагменты из мультфильмов.
Часто бывает, что ребенок «конструирует» ответ из заданного ему вопроса, например:
-Ты был сегодня в зоопарке?
Был сегодня в зоопарке…
Ты видел там слона?
Видел там слона…
Тогда мы говорим о том, что происходит эхо или эхолалия.
И есть такие дети, которые хорошо разговаривают, но могут допускать бестактное, неприятное для других общение, с этим тоже можно и обязательно нужно работать.
Первое, чему учат АBA-терапевты детей с РАС – это умению просить. Зачастую проблемное поведение (то, что простым непрофессиональным языком называют плохим поведением) ребенка связано с тем, что он не может и не умеет попросить то, чего он хочет, объяснить свои желания. И мы тренируем этот навык, на каком бы уровне не находилось сейчас развитие речи. Это может быть просьба одним словом, фразой, жестом, карточкой PECS (Picture Exchange Communication System. На русский переводится как Коммуникационная Система Обмена Изображениями, коммуникация с помощью обмена картинками).
После того, как ребенок научится просить или вместе с этим обучением, мы начинаем учить ребенка называть предметы и события, а затем вести диалог.
Диалог – самый сложный речевой навык из-за высокой скорости обмена вербальными высказываниями в режиме переключения «слушание – говорение». Вспомните, какие сложности в начале вы испытываете при изучении иностранного языка, и вы поймете людей с РАС. Нужно понять, что говорит ваш собеседник, найти ответ, произнести ответ и опять переключиться на слушание и понимание речи. Это непросто.
И, конечно же, для успешного развития речи обязательно нужно сотрудничать с хорошим логопедом. Логопед проведет обследование ребенка, даст рекомендации. Места, куда можно уверенно идти с детьми с РАС в Москве это «Школа игровой логопедии» под руководством логопеда Татьяны Грузиновой или «Логомед прогноз» под руководством логопеда Ольги Азовой. Логопед подскажет, какие упражнения и занятия нужны для работы над произносительной стороной речи, над тем, какие звуки и как произносит ребенок.
Развитие речи это то, что всегда беспокоит любую семью, каждого родителя и задача специалистов помочь ребенку реализовать весь свой потенциал в этой области.