Для тех, кто, например, живет в городе, где нет ABA-центров.
Довольно часто родители задают вопросы о том, как можно организовать для ребенка АВА-терапию, если там, где живет семья, нет центров, нет АВА-специалистов и кураторов. Как же тогда быть?
Организовать работу можно, и лучше это сделать по месту жительства ребенка. Некоторые родители тратят много сил и средств для того, чтобы найти для своего ребенка чудесное место, где необыкновенные педагоги сделают что-то невероятное: запустят речь, заменят плохое поведение хорошим, научат слушаться старших и дружить с ровесниками. Иногда действительно получается достичь каких-то значимых и ярких результатов в ходе работы интенсивного курса абилитации или АВА-лагеря, но любая поездка заканчивается, интенсивные программы и лагеря длятся обычно около двух-трех недель, затем ребенку нужно возвращаться домой. Как поддержать достигнутые результаты, как двигаться дальше?
Ответ очевиден – работать постоянно там, где ребенок живет, растет, учиться.
Отличным началом будет обучение на любом курсе для родителей или начинающих специалистов. Во-первых, вы всегда будете понимать, что происходит и отличать АВА-терапию от того, что ей не является. Во-вторых, вы научитесь правильно реагировать на проблемное поведение ребенка и не подкреплять это поведение. В-третьих, вы увидите, как много возможностей для обучения «подбрасывают» вам обычные, ежедневные дела и сможете проводить естественные обучающие сессии в ходе обычной жизни.
Если обучиться на курсах пока нет никакой возможности, прочтите книги по прикладному анализу поведения. Сейчас хорошей литературы достаточно много, я бы посоветовала
«Аутизм и АВА-терапия», Роберт Шрамм https://www.labirint.ru/books/374195/
«Успех в спектре», Джеймс Партингтон https://proaba.ru/books/?v=f9308c5d0596
«Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS» https://www.labirint.ru/books/286870/
и многие другие.
Затем можно найти АВА-специалистов, готовых работать у вас дома. Если таких специалистов найти не получится, то нужно найти тех, кто готов пройти обучение и вести работу по программе, под руководством куратора. При разговоре с кандидатами обязательно говорите, что вам нужны занятия прикладным анализом поведения, что работать нужно по программе, отчитываться о проведенном занятии и снимать видео ролики для куратора. Не все педагоги согласятся на такие условия, но педагог, который «художник и так видит» вам не подойдет. Рассмотрите студентов старших курсов психологических, дефектологических факультетов, учителей начальных классов, выпускников педагогических и медицинских колледжей. По нашему опыту, научить таких специалистов выполнять программу ПАП не очень сложно. Научить ответственности, скрупулезности, доброжелательному отношению к ребенку почти невозможно, поэтому эти качества должны быть у ваших будущих педагогов.
Затем педагогов, которые готовы работать с ребенком по программе, нужно обучить прикладному анализу поведения как минимум на курсах для начинающих. Стоит сразу обговорить с ними, как будет оплачиваться это обучение. Довольно часто родители договариваются, что они оплатят курс и потом частями постепенно удержат его стоимость из заработной платы. Уточните, готовы ли ваши педагоги на такой вариант или обсудите какой-то другой.
Теперь все готово для начала работы и нужна программа и куратор, который будет направлять работу вашей команды. Вот для решения этой задачи отлично подойдет интенсивная программа в каком-то из АВА-центров, в которых работают сертифицированные специалисты или в которых есть приглашенные супервизоры с международными сертификатами. Когда будете выбирать центр для решения этой задачи, стоит четко и открыто сформулировать свой запрос, например, вот так: «Мне нужна программа для домашних занятий и последующее сопровождение куратора». Кроме того, уточните, разрешат ли в центре сделать видеозапись выполнения упражнений программы для тренировки команды по месту жительства. Все эти вопросы лучше уточнять заранее, до того, как вы приехали на интенсив. Узнать подробности об интенсивах в нашем АВА-центре «Шаг вперед» можно перейдя по ссылке https://proabakids.ru/intensives/
Ну что же – мы отлично подготовились к работе и можем начинать!
И в завершение небольшая шпаргалка. Признаки хорошего АВА-сервиса:
У родителей выясняют запрос (чего бы они хотели, чего они ожидают от работы специалистов)
У родителей регулярно спрашивают, как они оценивают результаты работы, есть ли значимые изменения за последний месяц/квартал/полгода
Ребенка очень много хвалят и поощряют его поведение в ходе занятия, постоянно подбирают призы и игры, подходящие для вашего ребенка. В занятии могут использоваться жетоны или таймер
Спустя некоторое непродолжительное время (скажем, месяц регулярных занятий) ребенок явно рад приходу специалиста, на занятии фон настроения ровный, положительный. Иногда могут происходить вспышки НП, но это не норма, а исключение из правила
Педагоги ведут записи в ходе занятия, вы видите какие-то листы с пометками об упражнениях и реакциях, записи ведутся на каждом занятии. Регулярно вам передают графики прогресса, где вы можете посмотреть, как формируется тот или иной навык
Для ребенка изготавливается много индивидуальных пособий, карточек, планшетов
Встречи команды с куратором проходят регулярно, не реже 1 раза в 2 недели. К встрече готовятся видео ролики или куратор выходит онлайн прямо на занятие
Некоторые упражнения выполняются довольно долго, другие меняются часто, но, в общем и целом, происходит обновление упражнений
Обязательно ведется работа над поведением в быту, развитием навыков самообслуживания, игры, общения