Тьютор – специальность в области образования (еще иногда можно встретить название такой профессии “парапедагог”). В разных образовательных системах его задачи и функции могут различаться. Здесь мы расскажем о тьюторстве в ресурсном классе инклюзивной школы (Пространство в школе для поддержки детей с особыми образовательными потребностями, – прим.). О задачах и функции тьютора, работающего с детьми с аутизмом и другими нарушениями развития.
Тьюторство в работе с детьми с аутизмом и другими нарушениями развития строится на принципах Прикладного анализа поведения (как и всё обучение детей с особенностями развития). Фигура тьютора – ключевая в таком образовании.
У него здесь две роли. В ресурсном классе он, можно сказать, индивидуальный учитель. Он отрабатывает навыки с ребенком как по учебной программе, так и по коррекционной. Обе программы у каждого ребенка индивидуальны. Также тьютор внимательно наблюдает и фиксирует (буквально: ведет специальные протоколы) все изменения, успехи и неудачи ребенка и предоставляет эти данные ресурсному учителю для регулирования программ.
Мальчик Петя, ученик ресурсного класса инклюзивной московской школы №1465 на занятиях с тьютором.
Когда ребенок идет на занятия в общий класс, роль тьютора меняется. Он становится лишь помощником ребенка, находясь как бы в тени. Он помогает ребенку понимать запросы учителя и правильно на них отвечать, а также коммуницировать с другими детьми. Самый простой пример: учитель просит открыть тетради, найти страницу в учебнике или взять ручку. Тьютор помогает ребенку включиться: жестом указывает на ручку, учебник или тетрадку. Не делает это за него! А дает подсказку. Он мостик между учеником и другими в школе, будь то учитель, одноклассники или школьный охранник.
Поэтому, конечно, тьютор находится сначала рядом с ребенком. Но желательно не за партой с ним. Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок сидел с одноклассником/цей. Постепенно такой ученик становится самостоятельнее и тьютор также постепенно удаляется. Он может находиться в конце класса и подходить периодически проверять, все ли верно понял ребенок; затем он может быть за дверью или вообще приходить в класс только несколько раз, например, на переменку помочь ребенку пообщаться с одноклассниками. Задача тьютора здесь стать ненужным. Именно в общем классе подсказок не должно быть много. Важно избегать зависимости ребенка от взрослого и максимально развить его самостоятельность. Всегда поощрять самостоятельное инициирование ребенком какой-либо деятельности или коммуникации.